Особняк М. Ф. Кшесинской
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904—1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном. По его проекту в Санкт-Петербурге в 1901—1904 гг. был возведен также Государственный мемориальный музей А. В. Суворова.
Здание особняка Кшесинской привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием архитектурных форм и богатой палитрой отделочных материалов; оно является своего рода эталоном стиля модерн.
Матильда Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью и в то же время виртуозной техникой исполнения и классической законченностью. Когда она была хозяйкой особняка, здесь бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века, как Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и другие. Посещали его и великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович Романовы. Близость Кшесинской к членам царской семьи заставила ее в дни Февральской революции 1917 г. покинуть особняк (в 1920 г. Кшесинская навсегда уехала из России). Здание заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, затем в нем разместился ряд революционных общественных организаций. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии Владимир Ильич Ленин, члены Ц К Иосиф Виссарионович Сталин, Григорий Евсеевич Зиновьев и другие. В ходе июльского кризиса 1917 г. большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем расположились войска Временного правительства.
После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. он был передан Музею С. М. Кирова. В декабре 1954 г. Исполкомом Ленсовета был решен вопрос о размещении в особняке Кшесинской Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. был переименован в Государственный музей политической истории России. Центральным помещением особняка является Белый зал, где балерина устраивала приемы. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира (вставки из искусственного мрамора, хрустальные люстры и бра, паркет и зеркала).
Особняк В. Э. Бранта
Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта построен в 1909—1911 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора конца XIX — начала XX века Романа Фёдоровича (Роберта-Фридриха) Мельцера.
По проектам Мельцера в нашем городе были также возведены особняк В. П. Кочубея (Фурштатская ул., 24, 1908−1910 гг.) и дворец великого князя Михаила Александровича (Английская наб., 54/Галерная ул., 55, 1912−1913 гг.). Эти здания, как и особняк Бранта, можно с уверенностью причислить к выдающимся достижениям архитектуры Санкт-Петербурга эпохи модерна. Владелец особняка был управляющим торговым домом «Брант Э. Г. и Ко», потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга, членом совета Петербургского учетного и ссудного банка. Он специализировался на торговле лесом, состоял в правлении Товарищества Беломорского лесного завода и был директором Товарищества Кемских лесопильных заводов. В 1917 г., сразу после революции, Брант уехал из России, а в его особняке был открыт детский интернат. В 1918 г. часть комнат особняка занимал Михаил Иванович Калинин, трудившийся в то время на посту комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. Позже здесь разместился городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк Бранта является частью музейного комплекса. В здании сохранились парадный вход, главная мраморная лестница, необычайной красоты дубовая лестница с витражами. Стены украшены барельефами в античном стиле.
В 1955—1957 гг. особняки были соединены в один комплекс (адрес: ул. Куйбышева, 2−4; вход с Кронверкского проспекта).
«Встройка»
Архитектор Н. Н. Надёжин, 1955−1957 гг.
Современный облик Музея политической истории России создан благодаря архитектурному проекту Николая Николаевича Надёжина, заслуженного архитектора Российской Федерации (1992 г.). «Встройка» нового здания с устройством вестибюля и главных залов объединила особняки Кшесинской и Бранта, деликатно вписавшись в историческую ткань города.
Решение о реконструкции возникло вместе с переименованием Государственного музея Революции в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в июне 1955 г. На принципиально новой основе формировалась полномасштабная экспозиция, размещенная в 36 залах.
«Встройка» стала первой самостоятельной творческой работой молодого архитектора Николая Надёжина. Он вспоминал, что перед ним стояла «интересная и увлекательная задача так же, как и соревнование с блестящими архитекторами начала XX века А. И. фон Гогеном и Р. Ф. Мельцером — авторами этих особняков». Все интерьеры встраиваемого здания — вестибюль, парадная лестница, основные залы, рисунки дверей, полов и деталей — были выполнены по чертежам Надёжина. Строительство проходило под его постоянным надзором.
К 40-летию Великого Октября, 5 ноября 1957 г. состоялось торжественное открытие экспозиции в новом помещении. Музей с этого момента и до 19 апреля 2013 г. был открыт со стороны улицы Куйбышева.