"Осветить…в мировом масштабе"

Предшественник нашего музея – Государственный музей Революции (ГМР) был официально создан решением Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов от 9 октября 1919 года.

И, как полагается, музею, отражающему главное событие эпохи, выделили самое исторически значимое место в столице нового государства – Зимний дворец. Первую выставку первого в Советской России Музея Революции торжественно открыли 11 января 1920 года в залах Зимнего дворца председатель Петросовета и глава Коминтерна Григорий Зиновьев и нарком просвещения Анатолий Луначарский. В Зимнем дворце музей находился затем более четверти века.

Целевая установка Музея Революции, сформулированная его первой коллегией, в которую входили представители различных общественных течений - от народников-пропагандистов и террористов-народовольцев до кадетов, от масонов до большевиков (тогда такой плюрализм мнений еще был возможен!), - гласила: музей должен стать "центральным музеем, могущим полностью и всесторонне осветить ход и развитие революционных движений в мировом масштабе", а также обеспечивающим координацию и методическую деятельность по созданию музеев революции по всей стране.

Сразу же после официального создания музея при поддержке прессы началась активная собирательская работа. Уже 23 ноября 1919 года "Петроградская правда" обратилась к жителям города с призывом "Помните о Музее революции!". Так в процесс формирования коллекции включились широкие народные массы.

В начале 1920-х годов коллектив музея принял непосредственное участие в создании музеев революции в Вологде, Пскове, Новгороде, ряде городов в Белоруссии и Украине. Музей щедро делился с ними своими материалами, получая в обмен ценнейшие свидетельства по истории революции и гражданской войны со всей России. С помощью материалов ГМР в 1924 году был открыт Музей Революции СССР в Москве. Парадоксально, но спустя полвека Музей Октябрьской революции в Ленинграде превратится в филиал того самого московского музея - Центрального музея Революции СССР.

В 1920 году была организована уникальная акция по сбору экспонатов - "Чрезвычайная экспедиция Государственного музея Революции" - так назывался один из вагонов агитпоезда, который совершил несколько поездок на Украину, в Белоруссию, Архангельск. Позже подобные экспедиции для пополнения коллекций отправлялись и в другие районы Советской России.

Среди первых экспонатов, составивших основу коллекции музея, - памятники истории революционного движения, жизни и политической деятельности политкаторжан и ссыльнопоселенцев, издания русской подпольной и зарубежной "вольной" печати, собранные народовольцами, узниками Шлиссельбургской каторжной тюрьмы, большевиками. В числе первых собирателей музейного собрания - уже упоминавшийся шлиссельбуржец М.В. Новорусский, библиограф Академии наук В.И. Срезневский, академик С.Ф. Ольденбург, скульптор И.Е. Гинзбург, пролетарский писатель Максим Горький, руководитель боевой технической группы большевиков Л.Б. Красин, деятели культуры А.В. Луначарский, Н.Е. Буренин, другие политические и общественные деятели того времени.

С первых лет своей работы коллектив музея активно включился в создание коллекции о "революционных движениях в мировом масштабе". В орбите научных интересов находились Великая французская революция, революции в Германии, других странах Западной Европы, деятельность Коминтерна, Международной организации пролетарской помощи (МОПР). Многочисленные зарубежные и отечественные друзья Музея Революции способствовали созданию обширной коллекции материалов и представлению публике экспозиций о политической истории европейских стран. Уже к середине 1920-х годов музей располагал уникальной коллекцией революционных знамен, ценнейшим собранием листовок различных политических партий, плакатами, фотографиями и вещественными реликвиями того времени.

Наиболее ценными раритетами стали библиотека декабристов, материалы о деятельности четырёх Государственных дум, истории Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, часть архивов организаций "Земля и воля" и "Народная воля", большевистские воззвания и листовки социалистических и либеральных партий России, рукописи Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Н.П. Огарёва и многое другое.

В 20-х годах прошлого века в России характерными приметами времени были всенародный оптимизм и неуёмная страсть к строительству светлого будущего, причем не только для себя, но и для всех остальных людей планеты, вплоть до осуществления мировой революции и создания "Красных Соединённых Штатов Всего Мира". Эти мечты строителей новой справедливой жизни запечатлены в уникальных документах, знамёнах, плакатах, открытках, лубках и транспарантах первых лет советской власти.

Впечатляющим, ярким и образным отражением общественных устремлений и замечательным памятником, передающим самую суть и пафос той эпохи, является коллекция произведений искусства, созданных в 1920-1930-е годы выдающимися мастерами живописи, графики, скульптуры, политического плаката, сатирической открытки. Подлинные работы Н.И. Альтмана и С.В. Чехонина, Б.М. Кустодиева и Н.Я. Данько, Д.П. Штеренберга и М.В. Добужинского, других известных авторов сегодня вызывают и восхищение их талантом и мастерством, и улыбку по поводу их наивного представления о всенародном счастье.

Богатейшая коллекция музея умело использовалась коллективом для музеефикации исторических и мемориальных объектов Петрограда. Осенью 1923 года были открыты "Уголок Ильича" в особняке М.Ф. Кшесинской, в котором весной-летом 1917 года Ленин работал почти ежедневно на протяжении 90 дней, а к 10-летию Октябрьской революции – музей-квартира В.И. Ленина на улице Широкая, 48. К концу 1920-х-началу 1930-х годов сформировалась целая сеть филиалов Музея Революции: Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, "Шалаш" и "Сарай" в Разливе на месте последнего подполья В.И. Ленина, музей В.И. Ленина в Смольном, усадьба графа А.А. Аракчеева в Грузино и др.
  
Позднее, в 1936 году, по решению горкома ВКП(б) коллективу было поручено создать на правах своего филиала в особняке Матильды Кшесинской музей, посвящённый С.М. Кирову. По иронии судьбы или благодаря исторической справедливости через 20 лет туда переместится сам Музей Революции.

Первое десятилетие существования ГМР можно назвать эпохой романтических отношений с властью. В те годы жизнь музея в целом была интенсивной и плодотворной. Он бурно развивался, проводилась активная экспозиционная и выставочная работа. Это был период общепризнанного лидерства ГМР среди других историко-революционных музеев страны. Благодаря самоотверженности сотрудников музея, которые для формирования коллекции использовали не только командировки, но и свое личное время и отпуска, Государственный музей Революции реально стал не только первым, но и главным в стране историко-революционным музеем. Но в тоталитарном государстве длительный роман исторического музея и власти без ущерба для музея и истории оказался невозможен...