Детский исторический музей

Ослабление в конце 1980-х – начале 1990-х годов духовных и морально-этических устоев общества, а также резкое сокращение форм организованного досуга детей подтолкнуло музей к поиску и разработке новых форм работы с детско-юношеской аудиторией, освоению новейших музейно-педагогических технологий. Так родилась идея создания одного из первых в России Детского исторического музея (ДИМа) - своеобразной ипостаси взрослого исторического музея, творчески адаптированного музейными педагогами для детского восприятия. ДИМ существует как пространство свободного и естественного общения ребенка с музеем, с историческими источниками, с памятниками культуры. Это музейная среда, в которой "экспонаты трогать руками разрешается", а процесс формирования исторического сознания юного посетителя здесь становится закономерным итогом воспитания историей и самостоятельной работы интеллекта и чувств.

Зная из опыта, что в музеях наибольшее любопытство и живой интерес у детской и молодёжной аудитории вызывают типологические историко-бытовые комплексы, на основе музейных коллекций были созданы музейно-педагогические пространства. Среди них: "Земская школа" и "Городская гимназия" второй половины XIX века; "Гостиная"; "Фотоателье" начала XX века, "Кабинет музейного историка" - своеобразная кладовая древностей, наполненная различными видами музейных предметов. Своих юных посетителей в эти исторически достоверные пространства музей вводит на правах активных участников.

Двадцатилетний опыт существования Детского исторического музея (свой 20-й юбилей ДИМ отметил в 2014 году) доказал, что здесь каждому посетителю помогают приобрести опыт личного соприкосновения с реалиями истории и культуры, выработать собственное отношение к историческим событиям, включиться в исследовательскую работу, научиться "читать" информацию и послания, заложенные в музейных экспонатах.
"Раньше я считал, что самая интересная история – это история Древнего Рима. А теперь я знаю, что самая интересная история - это история России XIX-XX веков…". Эти строчки из отзыва петербургского школьника после посещения Детского исторического музея – дорогая и заслуженная оценка, данная юным посетителем нашим музейным педагогам.

В конце 2008 года после реконструкции вновь гостеприимно раскрыл свои двери Детский музейный центр исторического воспитания на улице Болотной, 13. Сегодня здесь создан ряд новых музейных пространств, главным из которых является экспериментальная площадка детских музейных программ "Россия в океане истории". Исследуя в процессе игры музейные предметы, юные посетители Детского центра смогут задуматься о государственном устройстве России, исторических предпосылках современных событий, о своей роли в управлении страной.
Идея государственности предстает в символическом образе корабля, отправившегося в дальнее плавание. Посетителям предлагается надеть матросский гюйс, ударить в рынду, поднять корабельный флаг, поставить парус и встать у штурвала. Знакомство с музейными экспонатами позволяет юному посетителю понять исторически сложившиеся черты взаимоотношений человека и государства.

Таким образом успешно решается главная задача ДИМа – восхождение подрастающего поколения по ступеням исторических знаний от простого к более сложному уровню восприятия отечественной истории, формирование чувства исторической связи времён, толерантности и, в конечном счёте, политической культуры членов демократического общества, патриотов своего Отечества.