Презентация картины Верещагина "Казнь заговорщиков в России"

Генеральный директор Музея политической истории России Евгений Артемов
Куратор выставки "Василий Верещагин" в Третьяковской галерее Светлана Капырина
Главный хранитель музея Светлана Ходаковская
Реставратор Третьяковской галереи Александра Орловская
Алексей Бойко, Светлана Капырина и Светлана Ходаковская
Описание В Музее политической истории России состоялась презентация картины Василия Верещагина "Казнь заговорщиков в России". В 2017 г. полотно было передано Государственной Третьяковской галерее для реставрации и участия в выставке, посвященной 175-летию выдающегося русского живописца. После окончания выставки картина вернулась в Музей политической истории России. Теперь ее смогут увидеть петербуржцы и гости города.

На презентации гендиректор музея Евгений Артемов напомнил историю картины, которая была написана Верещагиным в 1884 г., через три года после казни на Семеновском плацу в Петербурге народовольцев, организовавших убийство Александра II. Критики увидели в картине панегирик цареубийцам, поэтому она попала в число произведений, запрещенных к ввозу в Россию. Работу Верещагина перепродавали несколько раз, одному из владельцев все-таки удалось привезти картину в Петербург, но ее конфисковала полиция. В 1921 г. холст был передан Музею Революции. Картина экспонировалась до 1977 г., после чего долгие десятилетия не выставлялась. "Теперь работа Верещагина вернется на свое место, в музейную экспозицию, это произойдет буквально через месяц", - сказал Артемов.

Главный хранитель Музея политической истории России Светлана Ходаковская поблагодарила сотрудников Третьяковской галереи за проведенную работу по реставрации полотна. "Теперь это самая дорогая вещь в собрании музея", - сказала она.

Реставрация картины была очень серьезной: холст оказался под толстым слоем желтого лака, удалить который стоило больших усилий, говорит реставратор Третьяковской галереи Александра Орловская. Благодаря этому восстановился авторский замысел, стали видны многочисленные детали картины.

Выставка Верещагина в Третьяковской галерее готовилась три года, на ней было представлено около 500 экспонатов из нескольких десятков музеев и частных коллекций. Две картины из "Трилогии казней" Верещагина  - "Казнь заговорщиков в России" и "Распятие на кресте у римлян" - вызвали большой интерес.  Куратор выставочного проекта "Василий Верещагин" в Третьяковской галерее Светлана Капырина рассказала, что эти работы притягивали внимание зрителей и журналистов и стали кульминацией выставки: "Такого Верещагина многие не знают. Мы очень признательны Музею политической истории России за сотрудничество". Судьба третьей картины из этого цикла -  "Подавление индийского восстания англичанами"  - до сих пор неизвестна. Специалисты ищут ее следы в США.

Интересно художественное решение "Казни заговорщиков в России". До реставрации на холсте снегопада практически не было видно, вспоминает Капырина. А эта деталь важна для понимания произведения. В момент казни народовольцев 3 апреля 1881 г. Верещагина не было в Петербурге. Он приехал в декабре 1883 г., отправился на Семеновский плац и подробно расспросил городового, как происходила казнь. "И в это время начал идти снег, - рассказывает Капырина. - Но в день казни, по воспоминания современников, снега не было. Эффект белого снегопада, который словно прикрывает тяжелое зрелище, Верещагин использовал как художественный прием. Саму казнь художник отодвинул на второй план".