Открытие выставки "Ленин в Разливе"

Картина "Свердлов у Ленина в Разливе"
Лилия Кураева открывает выставку
Софья Малышева рассказывает о том, как Ленин жил в Разливе
Генеральный директор музея Евгений Артемов и главный хранитель Светлана Ходаковская
экспонаты на выставке
гости выставки
Описание В Музее политической истории России открылась новая выставка цикла "Картина как документ эпохи". На ней представлены два полотна: "Свердлов у Ленина в Разливе" (1937 г.) художника Александра Любимова и "Орджоникидзе у Ленина в Разливе" (1953 г.) Владимира Серова. Обе картины, выполненные по канонам соцреализма, изображают один из главных сюжетов советской истории – нелегальное пребывание Ленина на берегу Сестрорецкого Разлива летом 1917 г. После июльских протестов вождь большевиков был обвинен в шпионаже в пользу Германии и был вынужден скрываться от ареста.

"Эта небольшая выставка - попытка построить диалог времен и поколений, представить, что думали наши предшественники, стоя у этих картин, расшифровать задание, которое время поставило перед художниками, увидеть, как в их работах отражалась советская идеология и пропаганда", - сказала на открытии выставки заместитель директора Музея политической истории России Лилия Кураева.

Известно, что после июльских событий Ленин изменил внешность. На выставке можно увидеть фотографию Ленина того времени и его фальшивый пропуск на имя рабочего Иванова на Сестрорецкий оружейный завод. В Разлив Ленин отправился вместе со своим соратником Григорием Зиновьевым, но фигура Зиновьева, который в 1934 г. был арестован, а в 1936 г. расстрелян по делу "Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра", не вписывалась в сталинскую редакцию прошлого страны. Скрыла советская пропаганда и другого главного героя этой истории - рабочего Сестрорецкого оружейного завода Николая Емельянова. Именно он укрывал в своем сарае Ленина с Зиновьевым до того, как те перебрались в шалаш.

Емельянов был знаком с Лениным, участвовал в революционной работе и был членом партии большевиков. В 1930-е годы семья Емельянова подверглась репрессиям: он сам и его жена попали в лагеря, два их сына были расстреляны. Дело в том, что рабочий сделал из своего сарая музей, а там нашли портреты Троцкого и Зиновьева, что к тому времени уже было преступлением, рассказывает один из авторов выставки Софья Малышева. Любопытно, что в первых версиях воспоминаний Емельянов ни разу не упомянул о посещении Сталиным шалаша. Но после допросов он "вспомнил", что Сталин дважды посещал Ленина. Другой свидетель событий, сын Емельянова Александр, в 1982 году утверждал, что Сталин в Разливе никогда не был.

На картинах Любимова и Серова мы видим каноническое изображение вождя. Это не лучшие полотна мастеров, в них нет экспрессии, напряжения момента, ничего, что указывало бы на драматизм ситуации, но они интересны как документ эпохи, в которую были созданы, говорит Малышева.

Выставка двух картин продлится до октября. Картины выставлены в дубовой приемной особняка Бранта.