В шушуне - на трактор

Описание В Музее политической истории России показали рукотворные «чудеса»


Проект «Посетить обязательно!», который представлен в Музее политической истории России, посвящен забытой странице этой истории. 95 лет назад, летом 1923 года, в Москве открылась I Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Она стала началом выставочного дела в СССР, предшественницей выставок достижений народного хозяйства.


В декабре 1922 года Х съезд Советов, принявший Декларацию об образовании СССР, утвердил и резолюцию «О сельскохозяйственной выставке». Ее главной задачей была заявлена «смычка города и деревни». Начинался нэп, советское государство хотело заинтересовать крестьян новыми аграрными технологиями. Расчет был на налаживание товарного производства в деревне. Рабочих привлекали показом тракторов и другой техники, которую они должны создавать в массовых масштабах. Иными словами, машины в обмен на хлеб. И тех, и других завозили в столицу целыми поездами, читали лекции, водили в Большой театр...


Для размещения выставки выбрали 100 гектаров на берегу Москвы-реки. Сейчас это территория Новой Третьяковки, ЦПКиО им. Горького и Нескучного сада. В ЦПКиО сохранились руины павильона «Машиностроение» - единственного сделанного из бетона, остальные были деревянными. В сильно перестроенном виде существует павильон «Кустарь», созданный по проекту Алексея Щусева, который был главным архитектором выставки. Всего за рекордные 10 месяцев было построено 225 павильонов. На выставке демонстрировалось 150 тысяч экспонатов, в ее работе участвовали 5 тысяч экспонентов, в том числе 600 зарубежных фирм. За два месяца выставку посетили 1,6 млн человек. Для удобства публики через улицу Крымский Вал был переброшен временный акведук, соединявший отечественный и иностранный разделы.


Вид этого моста сохранился на архивных фотографиях. Они, а также чертежи выставочных павильонов, плакаты, путеводители по выставке и посвященные ей почтовые марки (первые в СССР), произведения народных промыслов, газетные статьи и редкая кинохроника из собраний российских музеев и архивов составляют основу проекта «Посетить обязательно!».


Музей взял эпиграфом строки Владимира Маяковского: «Вся советская земля загудела гудом. Под Нескучным у Кремля выстроено чудо».


Чудо было вполне рукотворным. Павильон «Махорка» создал Константин Мельников, показательный павильон «Совхоз» - Николай Колли. Павильон «Туркестан» стал последним реализованным проектом Федора Шехтеля. В главном павильоне были установлены скульптуры Сергея Коненкова «Атлант» и «Кариатида».


Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Алексей Бойко, сотрудник музея, один из кураторов выставки, при всем обилии материалов архитектурных чертежей павильонов известно всего несколько. В частности, это проект павильона Дальнего Востока, созданного Ильей Голосовым на стыке конструктивизма и «азиатского» романтизма.


Не меньший интерес вызывают предметы начала ХХ века из собрания Российского этнографического музея, которые «участвовали» в проекте 1923 года. Это коса английского производства, безмен на 45 фунтов (18 кг), светец для лучины. Названия женской одежды звучат как стихи: шушун, насова, коротайка... 95 лет назад их представили как натуру, уходящую навсегда.


Текст и фото - Дмитрий Иванов


Источник СМИ