Музейные заметки. Выставка как школа коммунизма

10.08.2018
Описание При разговоре о советских выставках народного хозяйства у многих в памяти всплывёт аббревиатура ВДНХ – Выставка достижений народного хозяйства. Кто-то может вспомнить и о том, что до 1959 года ВДНХ носила название ВСХВ – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Именно под таким названием грандиозный комплекс на северо-востоке Москвы существовал с конца 1930-х годов, олицетворяя достижения сталинского периода в сельском хозяйстве. Но призыв «посетить обязательно» впервые прозвучал гораздо раньше – ещё в 1923 году в связи с работой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. О ней рассказывает временная экспозиция «Посетить обязательно!» Музея политической истории в Санкт-Петербурге.


Казалось бы, о каких достижениях можно говорить сразу после Гражданской войны? В 1921 году в Кронштадте и в Тамбовской губернии она и вовсе не закончилась, но уже в декабре этого года IX Всероссийский съезд Советов принял решение провести выставку народного хозяйства. В 1922 году вместе с Декларацией об образовании СССР следующий съезд Советов принял резолюцию о финансировании будущей выставки из государственного бюджета – крестьяне в условиях разрухи даже не смогли бы доставить в столицу экспонаты, не говоря о собственных трудовых издержках.

Сельскохозяйственные и промышленные выставки проводились в России и до революции. Новая власть, нуждаясь в создании площадок по обмену производственным и организационным опытом и пропаганде передовых методов земледелия и скотоводства среди населения, использовала старую форму хозяйственных выставок. Но вместе с тем ей были необходимы идеологические, агитационные акции. Нужно было показать обществу, а также гостям из-за рубежа, что страна после нескольких военных лет начинает восстанавливаться.


Копии материалов из Российского государственного архива экономики (РГАЭ), с которыми можно ознакомиться в музейном зале, содержат весьма интересные тезисы о практической и экономической роли выставки 1923 года – именно этими тезисами мотивировалась подготовка масштабного мероприятия. Приведём некоторые цитаты из них:


«1. Всероссийская сельскохозяйственная выставка 1923 года – закрепление союза между рабочими и крестьянством. С прекращением войн, выступавшие единым фронтом в борьбе с помещиком и капиталом, рабочие и крестьяне вернулись к своим станкам и плугам. Выставка должна продемонстрировать закрепление Союза между городом и деревней и основным завоеванием Революции.

<…>

3. Учитывая значение сельского хозяйства в экономике Республики, Всероссийская сельскохозяйственная выставка не только подведёт итоги пройденному, но и наметит перспективы дальнейшего развития, она наметит кратчайший путь от Старой к Новой Деревне.

<…>

6. Выставка – школа коммунизма. На выставке 1923 года крестьяне и рабочие советских республик и всего мира на живом примере убедятся, каким могучим орудием для выявления творческой энергии трудящихся масс является социалистическое государство».


Одним словом, с идейно-политическим обоснованием у организаторов выставки проблем не было. В ходе её работы Главный выставочный комитет издавал газету, где даже название говорило об основной идее – газета «Смычка» призывала установить крепкую непоколебимую связь между рабочими и крестьянами, между городом и деревней. Этот важный элемент советской идеологии не стоит забывать при анализе отношения советской власти к крестьянству, в котором подозрения в мелкобуржуазности сочетались с желанием установить рабоче-крестьянскую «смычку».


Масштабность выставки передавалась через архитектуру. На территории Воробьёвых гор в Москве было сооружено 225 деревянных павильонов, часть из которых, например, была посвящена регионам, в том числе и национальным (акцент на многонациональности населения СССР затем продолжит и ВСХВ-ВДНХ).


Авангардистский дух эпохи, в котором форма лишь подчёркивает содержание и дополняет его, неплохо передан художниками выставки «Посетить обязательно!». Пол под ногами посетителей оформлен в виде большого генерального плана территории выставки 1923 года. Над входом в зал вас приветствует минималистическая вывеска «СССР 1923», словно выполненная 95 лет назад. Изюминкой зала становится «агитреклама», которую любой желающий может вручную крутить, читая текст. Один из авторов помещённой на полотно поэмы «Рассказ про Клима из чернозёмных мест, про Всероссийскую выставку и Резинотрест» Владимир Маяковский наверняка одобрил бы такое оформление для своего произведения.


Вовлечённый в эту атмосферу посетитель может не заметить, что он смотрит экспозицию 2018 года, а не знакомится с достижениями народного хозяйства 1923 года. Будучи идеологически окрашенной, перенесённая из прошлого выставочная атмосфера скептически настроенному зрителю может показаться весьма концентрированной. Но музей не старается навязать тот или иной вывод, а лишь передаёт историю – во всей её концентрации. Выводы о том, насколько логична и правомочна та или иная идеология, без которой исторические явления никогда не могли обойтись, и насколько была оправдана подобная агитация столетие назад, вдумчивый посетитель может сделать самостоятельно.


Выставка «Посетить обязательно!» работает с 30 июня по 24 октября 2018 года в Государственном музее политической истории России (г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2–4).


Текст и фото: Виктор Кириллов
Источник СМИ