"Фабрику лозунгов" представили в Музее политической истории

12.05.2017
Описание
"Кто против грамоты — тот враг свободы!", "Стройте школы — не будет тюрем!" Эти и другие лозунги первых лет установившейся советской власти можно увидеть на выставке "Фабрика лозунгов" в Музее политической истории. Именно они помогали захватившим власть большевикам строить новую жизнь.

О том, как работала пропагандистская машина в те неспокойные времена, расскажет Вячеслав Резаков, который побывал на открытии экспозиции.

"Философы объяснили мир тысячью способов, проблема же в том, чтобы его изменить". Создавая поэтику коммунизма, Карл Маркс с самого начала облёк её в чеканную форму лозунга. Щемящее сердце обещание окончательной правоты, обличенное в холодную сталь приказа. Но подлинный расцвет лозунгов пришёлся на годы революции в России.

Выставка в Музее политической истории демонстрирует плоды великого технологического переворота в производстве слов. За океаном Генри Форд запустил первый сборочный конвейер. А большевики поставили на конвейер слова, выпуская в товарных количествах агитационные лозунги. Так же как пули, снаряды, штыки.

МАРГАРИТА САМОЙЛОВА,куратор выставки:
"Никому ничего не проплачено, нет никаких контрактов. Есть жизнь, в которой ты живёшь. И есть вера в то, что идёшь ты правильной дорогой. И что мало того, что ты туда идёшь, вот эта ещё многомиллионная масса, которая пока ничего не понимает, должна это всё в себя впитать — это краткое, ёмкое, понятное. Она должна поверить и ринуться за тобой".

Пытаясь сегодня объяснить победу красных, историки находят множество причин. Одна из них перед вами, в единстве многообразия. В кровавом водовороте событий большевики были наиболее убедительны, понятны и близки почти безграмотному большинству населения. Земля — крестьянам, фабрики — рабочим, мир — народам. И чтоб точно не перепутать: «есть две партии — большевики и их враги».

Именно в те дни агитация стала главным оружием войны. Новым, ярким, свежим. Неудивительно, что в какой-то момент лозунги стали частью обыденной речи, литературным жанром. Как и японские хайку, эти однострочья взывают к очевидному, но в силу обратной логики делают очевидным то, что требуется таковым признать.

МАРГАРИТА САМОЙЛОВА,куратор выставки:
"Да она была сделана Владимиром Ильичом лично. Он же сказал: "Хочешь быть понятым массами — говори на языке масс". Говори кратко, понятно. И не только то, что массы могут понять, но и то, что массы хотят услышать".

В наши дни эти тезисы стали фундаментальным знанием. Его взяли на вооружение пропаганда, реклама, public relations, все средства массовой информации. Своё наставление телерепортёрам СNN Тед Тернер начинал словами: "со зрителем требуется говорить как со слегка глуховатым". Согласитесь, старый лозунг: "Учение Ленина всесильно, потому что верно" звучит уже не так глупо в контексте наглядных примеров.
Источник СМИ