+7 (812) 600-20-00
polithistory@polithistory.ru
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
Особняк М. Ф. Кшесинской
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904–1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном. По его проекту в Санкт-Петербурге в 1901–1904 гг. был возведен также Государственный мемориальный музей А. В. Суворова.
Здание особняка Кшесинской привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием архитектурных форм и богатой палитрой отделочных материалов; оно является своего рода эталоном стиля модерн.
Матильда Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью и в то же время виртуозной техникой исполнения и классической законченностью. Когда она была хозяйкой особняка, здесь бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века, как Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и другие. Посещали его и великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович Романовы. Близость Кшесинской к членам царской семьи заставила ее в дни Февральской революции 1917 г. покинуть особняк (в 1920 г. Кшесинская навсегда уехала из России). Здание заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, затем в нем разместился ряд революционных общественных организаций. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии Владимир Ильич Ленин, члены ЦК Иосиф Виссарионович Сталин, Григорий Евсеевич Зиновьев и другие. В ходе июльского кризиса 1917 г. большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем расположились войска Временного правительства.
После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. он был передан Музею С. М. Кирова. В декабре 1954 г. Исполкомом Ленсовета был решен вопрос о размещении в особняке Кшесинской Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. был переименован в Государственный музей политической истории России. Центральным помещением особняка является Белый зал, где балерина устраивала приемы. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира (вставки из искусственного мрамора, хрустальные люстры и бра, паркет и зеркала).
Вы имеете уникальную возможность воспользоваться сохранившимися интерьерами особняка – жемчужины русского модерна для проведения мероприятий. Это конференции, семинары, презентации, концерты, вечера, экскурсии, большой выбор праздников для детей и эксклюзивные программы для взрослых. Белый зал оснащен современной звуковой аппаратурой, имеет прекрасные акустические свойства.

Особняк В. Э. Бранта.
Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта построен в 1909–1911 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора конца XIX – начала XX века Романа Фёдоровича (Роберта-Фридриха) Мельцера.
По проектам Мельцера в нашем городе были также возведены особняк В. П. Кочубея (Фурштатская ул., 24, 1908–1910 гг.) и дворец великого князя Михаила Александровича (Английская наб., 54/Галерная ул., 55, 1912–1913 гг.). Эти здания, как и особняк Бранта, можно с уверенностью причислить к выдающимся достижениям архитектуры Санкт-Петербурга эпохи модерна. Владелец особняка был управляющим торговым домом «Брант Э. Г. и Ко», потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга, членом совета Петербургского учетного и ссудного банка. Он специализировался на торговле лесом, состоял в правлении Товарищества Беломорского лесного завода и был директором Товарищества Кемских лесопильных заводов. В 1917 г., сразу после революции, Брант уехал из России, а в его особняке был открыт детский интернат. В 1918 г. часть комнат особняка занимал Михаил Иванович Калинин, трудившийся в то время на посту комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. Позже здесь разместился городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк Бранта является частью музейного комплекса. В здании сохранились парадный вход, главная мраморная лестница, необычайной красоты дубовая лестница с витражами. Стены украшены барельефами в античном стиле.
В 1955–1957 гг. особняки были соединены в один комплекс (адрес: ул. Куйбышева, 2–4; вход с Кронверкского проспекта).

«Встройка»
Архитектор Н. Н. Надёжин, 1955–1957 гг.
Современный облик Музея политической истории России создан благодаря архитектурному проекту Николая Николаевича Надёжина, заслуженного архитектора Российской Федерации (1992 г.). «Встройка» нового здания с устройством вестибюля и главных залов объединила особняки Кшесинской и Бранта, деликатно вписавшись в историческую ткань города.
Решение о реконструкции возникло вместе с переименованием Государственного музея Революции в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в июне 1955 г. На принципиально новой основе формировалась полномасштабная экспозиция, размещенная в 36 залах.
«Встройка» стала первой самостоятельной творческой работой молодого архитектора Николая Надёжина. Он вспоминал, что перед ним стояла «интересная и увлекательная задача так же, как и соревнование с блестящими архитекторами начала XX века А. И. фон Гогеном и Р. Ф. Мельцером – авторами этих особняков». Все интерьеры встраиваемого здания – вестибюль, парадная лестница, основные залы, рисунки дверей, полов и деталей – были выполнены по чертежам Надёжина. Строительство проходило под его постоянным надзором.
К 40-летию Великого Октября, 5 ноября 1957 г. состоялось торжественное открытие экспозиции в новом помещении. Музей с этого момента и до 19 апреля 2013 г. был открыт со стороны улицы Куйбышева.
Билеты на основную экспозицию