Powered on S-COREpion CMS | by Ellipse-Arts

А. Плотникова об открытии выставки "За пределом возможного"

Анна Плотникова, радиостанция "Голос Америки".

В России впервые увидят искусство американских ветеранов

Чикагский музей привез в Санкт-Петербург работы участников вьетнамской и других современных войн

Новая экспозиция, которую при посредничестве Генерального консульства США в Санкт-Петербурге привез чикагский Национальный музей искусства ветеранов, называется "За пределом возможного". Название выставки дала работа, которая в силу ряда причин не была отправлена на берега Невы. Это – скульптура Чарльза Салерно размером 10 на 40 футов, сделанная из личных армейских жетонов всех 58 000 погибших на Вьетнамской войне американских солдат, сержантов и офицеров.

Кстати, сам музей в Чикаго изначально вобрал в себя работы художников-любителей, воевавших во Вьетнаме и в той или иной степени страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (медицинский термин, нашедший отражение в одной из самых пронзительных работ выставки).

Впоследствии к работам ветеранов Вьетнамской войны присоединились картины, скульптуры и инсталляции тех, кто участвовал в двух иракских кампаниях (войне в Персидском заливе 1991 года и операции "Иракская свобода" 2003 – 2011 годов) и в афганской войне. В результате, чикагский Национальный музей искусства ветеранов включает сегодня более двух тысяч экспонатов и занимает четырехэтажное здание на Милуоки авеню.

Художники-ветераны хотят быть понятыми

В Санкт-Петербурге представлены тридцать семь экспонатов. Куратор выставки с американской стороны Сюзан Зелински рассказывает, что раньше чикагский музей отправлял за рубеж отдельные работы, но такая подборка вывозится за пределы США впервые.

К сожалению, никто из художников и скульпторов не смог приехать в Санкт-Петербург. Но, как свидетельствует Сюзан Зелински, все они были чрезвычайно воодушевлены мыслью, что их работы увидят в России. "Хелен Уайт, чей портрет погибшей в Ираке медсестры Шэрон Лейн выставлен здесь, восприняла сообщение об этой выставке исключительно бурно, – приводит пример Сюзан Зелински. – Хелен страдает посттравматическим синдромом и редко выходит из своего дома. Выставленная здесь картина – это своеобразное послание, выражающее ее желание быть услышанной и понятой".

Из привезенных в Санкт-Петербург работ американских ветеранов на Сюзан наибольшее впечатление произвела скульптура Маркуса Эриксена "Ангел в пустыне". Сам художник рассказывал, как однажды, проезжая через иракскую пустыню, он с группой боевых товарищей увидел взорванный джип, рядом с которым лежали тела нескольких погибших военнослужащих. Когда Маркус Эриксен подошел ближе, он заметил, что один человек еще шевелится. В последние секунды жизни умирающий солдат протянул к нему руки и взглянул в лицо…

Свои эмоции Эриксен попытался выразить в скульптуре, составленной из нескольких тысяч маленьких шариков-подшипников.

Сюзан Зелински рассказывает, что эта работа не оставляет равнодушным никого из посетителей Национального музея искусства ветеранов. "Я помню, что когда ее привезли в музей и она была еще не до конца распакована, и через пластиковую упаковку лишь угадывались контуры, она и тогда производила потрясающее впечатление. И когда, наконец, я увидела верхнюю часть этой скульптуры, я некоторое время не могла двинуться с места – настолько сильно была передана скульптором агония умирающего человека", – рассказывает куратор выставки из Чикаго.

От карикатуры до патриотического плаката

Рядом с этой скульптурой помещены две работы, вызывающие противоположные чувства. Первая – карикатура Скотта Нейшмидта "Игры войны". По стилю она напоминает рисунки советских мастеров сатиры времен "холодной войны". Несколько американских генералов, как будто сошедших со страниц журнала "Крокодил", играют в кости. Художник сопроводил свою работу переделкой детского стишка про маленьких свинок, которые пришли на рынок, но им ничего не досталось. Обыгрывая сходство слов "pigs" (свинки) и "pins" (фишки) автор иронизирует: "Эти маленькие фишки – просто рынки, эти маленькие фишки – пулеметы, эти маленькие фишки держат власть…"

А рисунок Чарльза Солерно "Отдавая дань уважения и памяти" выполнен в стиле плаката. Здесь использованы элементы мемориала вьетнамской войны в Вашингтоне. Посредине плаката – голова белого орла, наверху – флаг США, а внизу надпись: "Вы не забыты".

Сюзан Зелински рассказывает, что эта работа пользуется едва ли не наибольшей популярностью у посетителей музея. В частности, большим спросом пользуются открытки и футболки, на которых воспроизведен плакат Чарльза Солерно. "Видимо, признание заслуг ветеранов за выполнение ими своего долга является показателем патриотизма наших посетителей", – говорит Сюзан Зелински.

Куратор выставки с российской стороны, главный хранитель Музея политической истории России Светлана Ходаковская говорит, что ей было очень интересно, и в то же время непросто работать над составлением экспозиции. "Каждая представленная здесь работа как-бы хочет с тобой поговорить. Мы это почувствовали, когда делали выставку. Ты ее (работу) так поставишь, она вроде бы соглашается. А потом смотрит на тебя, и ты чувствуешь, что ее нужно подвинуть в другое место, создать новую композицию", – рассказывает Светлана Ходаковская.

Среди работ, которые показались ей наиболее выразительными, Ходаковская выделяет скульптуру Джозефа Форнелли "Одетая для убийства". "Форнелли воевал во Вьетнаме и был стрелком на боевом вертолете. И вот здесь представлена женская голова, похожая на Нефертити, вся утыканная патронами крупнокалиберного пулемета, из которого он стрелял", – говорит куратор выставки "За пределом возможного".

"Мы переживаем одинаково. Только выражаем это по-разному"

Среди представленных здесь работ есть одна трофейная – рисунок безымянного вьетнамского автора. Листок с акварельным портретом партизана-вьетконговца соседствует с картинами американцев и органично их дополняет.

"Мы столкнулись с теми же проблемами, которые испытывали ветераны вьетнамской войны несколько позже, когда наших ребят забирали воевать в Афганистан, – продолжает Ходаковская. – Очень много схожего в их переживаниях. Только я заметила одну особенность. Наши "афганцы", в основном, пишут стихи и песни о том, что пережили. А американцы выражают свои чувства в картинах и скульптурах. И, получается различие между ними – только в этом, только в способе передачи своих душевных мук. А во всем остальном между нашими ребятами и американцами нет разницы".

"Я приглашаю прийти на эту выставку, и увидеть все своими глазами, как человек, попадая в условия войны, переживает увиденное, как он это носит в себе, и как это потом не дает ему жить спокойно", – призывает главный хранитель Музея политической истории России.

А переживают свое военное прошлое американские ветераны по-разному. Об этом свидетельствует небольшой документальный фильм, снятый петербургским тележурналистом Андреем Радиным, и показанный перед официальным открытием выставки. Один из ветеранов говорит, что он долгое время стеснялся надевать свою военную форму, потому что когда он прилетел из Вьетнама в Лос-Анджелес, к нему подбежала какая-то женщина, плюнула в лицо и прокричала, что он – убийца детей.

Другой ветеран, напротив – гордится тем, что пошел воевать во Вьетнам добровольцем. На этой войне он лишился зрения, и поэтому никогда не видел своих детей и внуков. Но он ни о чем не жалеет: "Может быть, если бы у меня были мои глаза, я не прожил бы такую яркую, насыщенную жизнь", – сказал этот герой документального фильма, посвященного американским ветеранам Вьетнамской войны.

Музей политической истории России совместно с коллегами из США в последние годы провел ряд успешных выставок.
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2025   Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно