29 июня отмечает день рождения Сергей Юльевич Витте – русский государственный и политический деятель.
Сергей Юльевич родился в городе Тифлисе (сейчас Тбилиси) 29 июня (17-го по старому стилю) 1849 года, где получил гимназическое образование. Свое обучение он продолжил в Новороссийском университете в Одессе после переезда отца по службе в Кишинев.
По окончании университета в 1870 году юный Сергей Витте по настоянию семьи вместо продолжения научной карьеры на кафедре высшей математики поступает на государственную службу:
«Это не дворянское дело [преподавать]. Дворянское дело – служить государю и Отечеству».
По настоянию дяди Витте, оставаясь при университете, Сергей Юльевич устраивается на службу в канцелярию главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства графа Павла Евстафьевича Коцебу. Но вскоре он уходит с государственной службы, увлекшись новым и чрезвычайно модным железнодорожным делом, бурно развивавшимся тогда на юге России.
Служба на Одесской железной дороге позволила Сергею Юльевичу получить бесценный опыт организации и работы, а также обратить на себя внимание царствовавшего тогда императора Александра III.
По легенде, Витте на глазах императора вступил в спор с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза для разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте Витте после крушения царского поезда в 1888 году.
10 марта 1889 года Витте был назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и произведен в действительные статские советники.
Уже в 1891 году при активном участии С.Ю. Витте и Д. И. Менделеева был принят новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для активно развивавшейся промышленности России.
В следующем, 1892-м году, уже на посту министра финансов Витте активно лоббирует организацию Транссибирской железнодорожной магистрали – Великого Сибирского пути. (Ранее мы рассказывали о том, что в коллекции Музея политической истории России есть экспонаты, связанные с началом строительства Транссиба)
Еще одним важным нововведением министра финансов стало введение золотого стандарта в 1897 году, уже в царствование нового императора Николая II. Золотой стандарт и новая понятная и необременительная налоговая система придали национальной экономике новый импульс к развитию.
Вскоре Россия станет мировым лидером по темпам роста промышленности.
Финалом карьеры Сергея Юльевича Витте стали мирные переговоры с Японией в 1905 году. Не выдержавшая военного напряжения Империя восходящего солнца была вынуждена искать мира с Россией. На прошедших в Портсмуте переговорах Витте смог добиться от японской делегации отказа от репараций и возвращения половины ранее захваченного острова Сахалин.
За успешную мирную миссию Сергею Юльевичу было пожаловано звание графа.
В 1906 году граф удалился на покой…
Сергей Юльевич родился в городе Тифлисе (сейчас Тбилиси) 29 июня (17-го по старому стилю) 1849 года, где получил гимназическое образование. Свое обучение он продолжил в Новороссийском университете в Одессе после переезда отца по службе в Кишинев.
По окончании университета в 1870 году юный Сергей Витте по настоянию семьи вместо продолжения научной карьеры на кафедре высшей математики поступает на государственную службу:
«Это не дворянское дело [преподавать]. Дворянское дело – служить государю и Отечеству».
По настоянию дяди Витте, оставаясь при университете, Сергей Юльевич устраивается на службу в канцелярию главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства графа Павла Евстафьевича Коцебу. Но вскоре он уходит с государственной службы, увлекшись новым и чрезвычайно модным железнодорожным делом, бурно развивавшимся тогда на юге России.
Служба на Одесской железной дороге позволила Сергею Юльевичу получить бесценный опыт организации и работы, а также обратить на себя внимание царствовавшего тогда императора Александра III.
По легенде, Витте на глазах императора вступил в спор с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза для разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте Витте после крушения царского поезда в 1888 году.
10 марта 1889 года Витте был назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и произведен в действительные статские советники.
Уже в 1891 году при активном участии С.Ю. Витте и Д. И. Менделеева был принят новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для активно развивавшейся промышленности России.
В следующем, 1892-м году, уже на посту министра финансов Витте активно лоббирует организацию Транссибирской железнодорожной магистрали – Великого Сибирского пути. (Ранее мы рассказывали о том, что в коллекции Музея политической истории России есть экспонаты, связанные с началом строительства Транссиба)
Еще одним важным нововведением министра финансов стало введение золотого стандарта в 1897 году, уже в царствование нового императора Николая II. Золотой стандарт и новая понятная и необременительная налоговая система придали национальной экономике новый импульс к развитию.
Вскоре Россия станет мировым лидером по темпам роста промышленности.
Финалом карьеры Сергея Юльевича Витте стали мирные переговоры с Японией в 1905 году. Не выдержавшая военного напряжения Империя восходящего солнца была вынуждена искать мира с Россией. На прошедших в Портсмуте переговорах Витте смог добиться от японской делегации отказа от репараций и возвращения половины ранее захваченного острова Сахалин.
За успешную мирную миссию Сергею Юльевичу было пожаловано звание графа.
В 1906 году граф удалился на покой…