Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Новости музея

Ко дню рождения графа Сергея Юльевича Витте показываем экспонат из фондов Музея

29 июня отмечает день рождения Сергей Юльевич Витте – русский государственный и политический деятель.

Сергей Юльевич родился в городе Тифлисе (сейчас Тбилиси) 29 июня (17-го по старому стилю) 1849 года, где получил гимназическое образование. Свое обучение он продолжил в Новороссийском университете в Одессе после переезда отца по службе в Кишинев.

По окончании университета в 1870 году юный Сергей Витте по настоянию семьи вместо продолжения научной карьеры на кафедре высшей математики поступает на государственную службу:

«Это не дворянское дело [преподавать]. Дворянское дело – служить государю и Отечеству».

По настоянию дяди Витте, оставаясь при университете, Сергей Юльевич устраивается на службу в канцелярию главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства графа Павла Евстафьевича Коцебу. Но вскоре он уходит с государственной службы, увлекшись новым и чрезвычайно модным железнодорожным делом, бурно развивавшимся тогда на юге России.

Служба на Одесской железной дороге позволила Сергею Юльевичу получить бесценный опыт организации и работы, а также обратить на себя внимание царствовавшего тогда императора Александра III.

По легенде, Витте на глазах императора вступил в спор с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза для разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте Витте после крушения царского поезда в 1888 году.

10 марта 1889 года Витте был назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и произведен в действительные статские советники.

Уже в 1891 году при активном участии С.Ю. Витте и Д. И. Менделеева был принят новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для активно развивавшейся промышленности России.

В следующем, 1892-м году, уже на посту министра финансов Витте активно лоббирует организацию Транссибирской железнодорожной магистрали – Великого Сибирского пути. (Ранее мы рассказывали о том, что в коллекции Музея политической истории России есть экспонаты, связанные с началом строительства Транссиба)

Еще одним важным нововведением министра финансов стало введение золотого стандарта в 1897 году, уже в царствование нового императора Николая II. Золотой стандарт и новая понятная и необременительная налоговая система придали национальной экономике новый импульс к развитию.

Вскоре Россия станет мировым лидером по темпам роста промышленности.

Финалом карьеры Сергея Юльевича Витте стали мирные переговоры с Японией в 1905 году. Не выдержавшая военного напряжения Империя восходящего солнца была вынуждена искать мира с Россией. На прошедших в Портсмуте переговорах Витте смог добиться от японской делегации отказа от репараций и возвращения половины ранее захваченного острова Сахалин.

За успешную мирную миссию Сергею Юльевичу было пожаловано звание графа.

В 1906 году граф удалился на покой…