О дивный детский мирРоли и судьбы. Артистическая династия Кшесинских"Китай здесь""Карл Маркс навсегда?" К 200-летию Карла Маркса «Тернистый путь Свободы». Император Александр II и его эпоха.Советско-венгерские экономические и культурные связи. 1948-1991Блокадный Ленинград в фотографиях В. С. ТарасевичаВасилий Верещагин"Рожденная революцией. Первое десятилетие Красной Армии"Выставка Виталия Тюленева «Во сне и наяву»Гатчина. 19177 ноября. Летопись красного праздникаПетроград. Октябрь. 25-е Петроград. 1917-й1917. Революция. Россия и ЕвропаПункт назначения – коммунизм!Романовы путешествуютЗолотом за рубль. К 120-летию денежной реформы С.Ю. ВиттеРеволюция 1917 г. Россия и ШвейцарияАрктический плакатЧерный день календаря1945 г. – Поражение. Освобождение. Новое начало70 мелодий ПобедыОсколки мира. Жизнь военного времениСалют Победы

Василий Верещагин

С 7 марта по 15 июля 2018 года в Москве в Третьяковской галерее прошла выставка работ Василия Верещагина, приуроченная к 175-летию великого художника. Масштабная ретроспектива мастера включала около 500 экспонатов: 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фотографии.

На выставке были представлены работы Верещагина из более чем двух десятков музеев, а также из частных коллекций. В числе шедевров - полотно из собрания Музея политической истории России "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885). Она входит в "Трилогию казней" Верещагина вместе с такими работами, как "Распятие на кресте у римлян" (1887) и "Подавление индийского восстания англичанами" (1884). Из трех картин цикла на выставке в Третьяковке представлены лишь две. Местонахождение работы "Подавление индийского восстания англичанами" неизвестно. В свое время эта картина вызвала недовольство английских властей.

Сюжет "Казни заговорщиков в России" навеян событиями 1881 года. Тогда в Петербурге были повешены пять народовольцев, которые организовали убийство Александра II. На Семеновском плацу были казнены Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Николай Рысаков и Тимофей Михайлов. Вот как сам Верещагин описывал свою картину: "Перед нашими глазами холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из петербургских площадей, протискиваясь к виселице; ее напор сдерживают жандармы верхами <...> Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем. Только один грубый голос поднялся из толпы: "Да поделом им!" Но слова эти тотчас же были заглушены несколькими женскими голосами: "Разве можно так говорить? Теперь не нам судить его. Пусть его судит Всемогущий Бог!" А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим порядком".

Критики увидели в картине панегирик цареубийцам, поэтому в царской России эта работа была запрещена к показу. Полотно перепродавали несколько раз, одному из владельцев все-таки удалось привезти картину в Петербург, но ее конфисковала полиция. В 1921 году холст был передан Музею Революции. Картина экспонировалась до 1977 года, после чего долгие десятилетия не выставлялась.

В 2017 году полотно было передано Государственной Третьяковской галерее для реставрации и участия в выставке, посвященной юбилею художника. В июле 2018 года картина вернулась в Музей политической истории России.