"Казнь заговорщиков в России" В. Верещагина

Главное здание музея
Выставка
Описание

В Музей политической истории России вернулась знаменитая картина Василия Верещагина «Казнь заговорщиков в России». В 2017 г. полотно было передано Государственной Третьяковской галерее для реставрации и участия в выставке, посвященной 175-летию выдающегося русского живописца. После окончания выставки картина была возвращена в Музей политической истории России, где ее смогут увидеть петербуржцы и гости города.

Картина «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885) является частью цикла «Трилогия казней». В него входят еще два монументальных полотна: «Распятие на кресте у римлян» (1887, частная коллекция) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Картины цикла, написанные в период путешествий в Сирию и Палестину, отражают отношение художника к смертной казни как к жестокому и бесчеловечному акту убийства.

«Казнь заговорщиков в России» изображает повешение народовольцев, организаторов убийства Александра II. Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Николай Рысаков и Тимофей Михайлов были казнены 3 апреля 1881 г. на Семёновском плацу. По воспоминаниям современников, Верещагин, хотя и не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, был возмущён расправой над ними.

Вот как сам Верещагин описывал свою картину: «Перед нашими глазами холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из петербургских площадей, протискиваясь к виселице; ее напор сдерживают жандармы верхами <...> Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем. Только один грубый голос поднялся из толпы: «Да поделом им!» Но слова эти тотчас были заглушены несколькими женскими голосами: «Разве можно так говорить? Теперь не нам судить его. Пусть его судит Всемогущий Бог!» А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим порядком». Верещагин старался создать достоверный образ заснеженного Петербурга: известно, что во время работы над своим произведением он приезжал в город и делал зарисовки на Семеновском плацу.

Картина впервые экспонировалась на персональной выставке Верещагина в Вене в 1885 г. под названием «Повешение». И сама картина, и репродукции с нее были запрещены к ввозу в Российскую империю. В 1891 году она была продана на аукционе, и, пройдя через несколько рук, куплена проживающим в России французским подданным Левитоном, которому удалось привезти ее в Петербург. У Левитона картину отобрала полиция – после Февральской революции газета «Русское слово» поведала читателям об этой секретной операции. В итоге полотно оказалось в Государственном музее Революции (ныне Музей политической истории России). Сюда картина поступила в 1921 г. из Отдела охраны памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения. После переезда музея в нынешние здания (1957 г.) она экспонировалась в разделе по истории народничества до 1977 г., после чего была отреставрирована и более 40 лет не выставлялась.

1 августа в Музее политической истории России состоялась презентация картины. Специалисты Государственной Третьяковской галереи рассказали о процессе реставрации произведения.

Комментарии

Публикация от: 26.07.2018 15:16:28