"Заявка на первый историко-революционный..."

Главное здание музея
Выставка
Описание
Первая мини-выставка юбилейного проекта «Вехи музейного столетия» представляет уникальные экспонаты, рассказывающие о том, как в коллекции Музея Революции было отражено декабристское движение.

Памяти декабристов было посвящено первое заседание музея 11 января 1920 года. На нём председатель Петросовета Григорий Зиновьев призвал собирать материалы, связанные с этим восстанием на Сенатской площади. Был создан специальный отдел, который начал активную работу по музеефикации истории декабристов. Результатом явилась уникальная коллекция, сложившаяся к 1930 году. Сегодня она сохранилась в фрагментарном виде. Главными предметами стали книги, принадлежавшие декабристам.

Выставка представляет вниманию посетителей книгу «Записки Сергея Григорьевича Волконского (декабриста)» (издание князя М. С. Волконского, Санкт-Петербург, 1901). На титульном листе – надпись: «Мой экземпляр без цензурных пропусков: таковых два - этот и ещё один, - оба у меня. / М.С. Волконский/».

На фронтисписе «Записок» помещен гравированный портрет С. Г. Волконского, сделанный незадолго до его смерти с фотографии. Волконский предстает на портрете как седовласый пожилой мужчина в сюртуке, на лацкане которого – крест в память битвы при Прейсиш-Эйлау (1807) на Георгиевской ленте и серебряная военная медаль 1812 года (эти награды декабрист очень ценил и просил императора возвратить ему право их носить).

Жизнь князя С. Г. Волконского (1788–1865) была разделена на две, совсем разные жизни. Одна – военная: блестящего кавалергарда, генерал-майора, героя Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов.

Другая – гражданская: жизнь революционера, члена Союза благоденствия и Южного общества, заговорщика, обвинённого в том, что он «участвовал согласием в умысле на цареубийство и истребление всей императорской фамилии», лишённого прав и заслуг, приговорённого к 20 годам каторги и вечному поселению в Сибири.

После амнистии 1856 года Волконскому было разрешено вернуться в Европейскую Россию, ему возвращено дворянство, но не княжеский титул. Умер он в имении Н. А. Кочубея – мужа дочери Елены, в селе Воронки Черниговской губернии.

Свои «Записки» Сергей Григорьевич посвятил сыну Михаилу Сергеевичу Волконскому (1832–1903) с правом «дать им, частью или вполне, гласность». Однако М. С. Волконский решился издать их только в 1901 году. Сами мемуары обрываются на событиях 1826 года. Поэтому сын декабриста посчитал необходимым в этой книге также рассказать о дальнейшей судьбе отца, используя воспоминания людей, знавших С.Г. Волконского в период каторги и архивные документы, и воздерживаясь, «насколько это возможно, от всякой личной оценки фактов и событий».

Данное издание было приобретено в 1926 году у гражданина В.К. Мельникова и записано в том же году в Книгу приобретений музея под № 955. Для исследователей эти мемуары представляют большой интерес, так как в них приводятся оценки деятельности тайных обществ декабристов, данные в конце XIX века. 

В музейной коллекции по истории декабристов хранится и живописный портрет С. Г. Волконского кисти художника И. Г. Рашевского (1919 г., холст, масло), который также увидят посетители. В коллекцию музея он поступил в 1930-е годы от частного лица.

И.Г. Рашевский - вольнослушатель академии художеств в мастерской академика живописи Л. Ф. Лагорио (1827-1905). Большинство работ художника было утрачено в годы Великой Отечественной войны.

Точная дата создания портрета остается не известна, скорее всего, художник написал портрет декабриста с фотографии начала 1860-х годов.
Комментарии

Публикация от: 21.01.2019 16:26:30