«А душу оставить себе…» К 100-летию Тамары Петкевич

Главное здание музея
Выставка
Описание
Выставка посвящена нашей современнице, узнице ГУЛАГа, актрисе, театроведу и талантливой писательнице-мемуаристке Тамаре Владиславовне Петкевич
(1920-2017). Героиня выставки разделила судьбу тысяч женщин, прошедших сталинские лагеря, и нашла силы рассказать о пережитом в своей книге «Жизнь – сапожок непарный».

«У меня нет права забыть… Мы, уцелевшие, должны соединять времена…», – говорила Петкевич в одном из интервью. Выставка «А душу оставить себе...» раскрывает разные стороны существования человека в системе ГУЛАГа через призму частной женской истории: пути физического и нравственного выживания в лагере, условия труда и быта заключенных, судьбы «лагерных» детей и «членов семей изменников Родины», личные отношения и творчество как единственно возможное пространство свободы.

Тамара Петкевич – человек непростой судьбы, несчастной и счастливой одновременно. Она пережила арест и расстрел отца в 1938 году, гибель матери и младшей сестры в блокадном Ленинграде, предательство близких людей, вынужденную разлуку с сыном, смерть любимого человека. Тюрьма, лагеря, пересылки, тяжелые общие работы, лагерная больница, и, наконец, лагерный театр. На его подмостках она стала актрисой. Творчество и любимые друзья помогли преодолеть трудности, сохранить достоинство и индивидуальность – то, что тоталитарная система старательно истребляла в личности.

С удивительной теплотой Тамара Петкевич рассказывает о людях, встречу с которыми подарила ей судьба: о талантливом кинорежиссере Александре Гавронском, актрисе из Грузии Тамаре Цулукидзе, пианисте Дмитрии Караяниди, художнике Борисе Старчикове, переводчице Хелле Фришер, немецкой художнице Маргарите Вендт, китайском коммунисте, лагерном художнике-самоучке Цю-Дзин-Шане и многих других. Их личные истории стали частью выставки.

Выставка также представляет фотографии, сделанные в 2016 году журналисткой Татьяной Куцениной. Она проехала по местам, где отбывала лагерный срок Тамара Петкевич. Куценина взяла с собой копию путевого дневника Петкевич, датированного 1972 годом. Дневник был написан Петкевич во время поездки в те края, где она «умирала, воскресала, жила». Особым смыслом наполняются географические названия: Абезь, Микунь, Кожва, Усть-Вымь, Урдома, Межег, Светик, Княжпогост, Ухта, Инта – места, где актеры-заключенные Театрально-эстрадного коллектива выступали со спектаклями. Куценина сделала множество снимков станций и поселков, упомянутых в дневнике Петкевич. Эти фотообразы наряду с выдержками из путевого дневника писательницы служат смысловым стержнем, на который нанизаны воспоминания о семье, любви, сыне, театральном бараке, лагерной сцене и об обретенной вольной жизни, в которой надо было заново учиться жить.

Вернуться в Ленинград Петкевич смогла только в 1961 году, после окончательной реабилитации. Окончив театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, она посвятила жизнь самодеятельным театрам, работала в домах культуры и клубах.

Вышедшая в 1993 году книга Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный» стала культурным событием, выдержала ряд переизданий в России и за рубежом, принесла автору известность и несколько литературных премий. Сама Петкевич делила свою жизнь на «до» и «после» книги: «…жизнь изменилась очень, потому что отклик на судьбу, простое сострадание, простое участие… открыло людей с такой стороны, с которой я их просто не видела… открыли мне жизнь, ее глубину… Я открыла объем человеческой души, объем возможностей, в конце концов – объем добра и зла…».

На выставке представлены фотографии, документы, живопись, графика, личные вещи главной героини, переданные в дар музею близкими ей людьми.

Музей благодарит Ольгу Ефимовну Рубинчик за материалы из личного архива Тамары Петкевич; Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) за предоставленные для выставки материалы; Татьяну Александровну Куценину за фотоматериалы для выставки; Алексея Ольгертовича Захарова за предоставленные из семейного архива документы и личные вещи.

После смерти в 2017 году Тамары Петкевич разбором ее архива занялась литературовед Ольга Рубинчик. В этом видео Ольга Ефимовна рассказывает, как она работала в квартире писательницы, об интересных находках и о том, как распределился архив Тамары Петкевич.

Комментарии

Публикация от: 22.10.2020 15:24:46