Арест Временного правительства

Главное здание музея
Описание
Цикл выставок Государственного музея политической истории России "Картина как документ эпохи" продолжает знакомить посетителей с живописными полотнами музейного фонда "ИЗО и авторская графика". Фонд обладает богатой коллекцией работ, выполненных в стиле социалистического реализма – особого эстетического взгляда на мир и человека сквозь призму коммунистической идеологии. В Год Революции мы обращаемся к картинам, сюжеты которых отражают ключевые события столетней давности, изменившие ход российской и мировой истории.

С. А. Зверев "Арест Временного правительства" (1936 г.)

Картина Серафима Зверева "Арест Временного правительства" является копией с картины 1933 года художника Михаила Соколова. Она была выполнена по заказу Государственного музея Революции в 1936 году. Картина представляет один из самых драматичных эпизодов октября 1917 года – ночной арест министров Временного правительства в Зимнем дворце. В центре полотна – Владимир Антонов-Овсеенко (в шляпе, очках, с пистолетом в угрожающе поднятой руке). Харизматичный лидер, личность авантюрного склада, Антонов-Овсеенко в этот момент был на пике революционной стихии. Активный член Петроградского Военно-революционного комитета, готовивший в составе «оперативной тройки» захват Зимнего дворца, через два дня в первом Советском правительстве - Совете народных комиссаров (СНК) - станет исполнять обязанности члена Комитета по военным и морским делам. Михаил Соколов написал картину в 1933 году. В это время еще не сложился окончательный канон изображения революционных событий 1917 года, поэтому столь интересной является интерпретация художником произошедшего. Картина полна энергии, динамики, эмоционального подъема. Художник уверен в том, что запечатленные им вооруженные люди вершат большую историю, меняют вектор развития страны. Прошлое сдается перед их натиском и напором. Художник изобразил это буквально – министры изображены с поднятыми руками, сдаваясь победителям.

В реальности министры Временного правительства находились в Малой столовой апартаментов Николая II. Здесь до настоящего времени сохраняется памятная доска об произошедших событиях, установленная еще в советское время.

Надпись на ней гласит: "В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7 - 8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное временное правительство".

На самом деле Временное правительство, которое свергли большевики, было не чисто «буржуазным», а коалиционным, в него примерно на равных входили представители и либеральных (буржуазных), и социалистических партий.

В последний день пребывания в должности министры Временного правительства не пытались бежать, они ожидали развязки событий, надеясь продержаться в Зимнем дворце, окруженном восставшими, до прихода верных им войск, вызванных с фронта, навстречу которым еще утром 25 октября уехал глава правительства Александр Керенский.

Из членов Временного правительства на картине узнаваемы несколько человек, среди них – министр иностранных дел Михаил Терещенко, он в черном костюме, с черными волосами, зачесанными на косой пробор. Рядом с ним – министр просвещения Сергей Салазкин. В этом составе Временного правительства он был старше всех – ему 57 лет. Напротив Салазкина у другого края стола – министр земледелия Семен Маслов (за ним матрос, держащий руку на его плече). Остальные министры затерялись среди солдат и матросов. Один из них – министр юстиции Павел Малянтович, оставивший воспоминания, которые были напечатаны в 1918 году в журнале "Былое2. Вот как он описывает пережитое в ту ночь:

Шум у нашей двери. Она распахнулась — и в комнату влетел, как щепка, вброшенная к нам волной, маленький человечек под напором толпы, которая за ним влилась в комнату и, как вода, разлилась сразу по всем углам и заполнила комнату.

Человечек был в распахнутом пальто, в широкой фетровой шляпе, сдвинутой на затылок, на рыжеватых длинных волосах. В очках. С короткими подстриженными рыжими усиками и небольшой бородкой.

… Комната была полным полна народа. Солдаты, матросы, красногвардейцы. Все вооруженные, некоторые вооружены в высшей степени: винтовка, два револьвера, шашка, две пулеметных ленты...
Не исключена возможность, что именно эти воспоминания стали историческим источником, которым пользовался художник при создании картины.

"Арест Временного правительства" впервые выставляется в музее. Причина этого – судьба одного из главных героев полотна – Владимира Александровича Антонова-Овсеенко. В 1920-е годы он примкнул к левой оппозиции, поддерживал Троцкого, грозил Политбюро, что армия сможет "призвать к порядку зарвавшихся вождей". Но сторонники Сталина, объединившись, разгромили левую оппозицию. Были произведены кадровые замены в высшем военном руководстве. Антонова-Овсеенко сняли с должности начальника Политического управления Красной Армии и отправили на дипломатическую службу. Какое-то время ему было позволено занимать различные ответственные должности, в том числе и прокурора РСФСР. На этом посту он ужесточил практику вынесения приговоров "по пролетарской необходимости".

В годы Большого террора В. А. Антонов-Овсеенко сам попадает в жернова репрессивной машины, в становлении которой принял непосредственное участие. Он был арестован в октябре 1937 года. В феврале 1938 года его расстреляли "за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации".

В воспоминаниях его сына, Антона Антонова-Овсеенко, описана последняя встреча отца с кинорежиссером Сергеем Васильевым в ходе подготовки фильма об октябрьских событиях. Владимир Александрович знает, что по воле Сталина его имя уже вычеркнуто из истории революции и Гражданской войны, но продолжает консультировать кинематографистов и сообщать интересные подробности взятия Зимнего дворца.

К 1938 году оформилась отредактированная Сталиным версия советской истории. Многомиллионным тиражом вышел в свет учебник "Краткий курс истории ВКП(б)", ставший каноном официальной истории партии большевиков. Издание сопровождало Постановление ЦК ВКП (б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП (б)". Имя В. А. Антонова-Овсеенко было изъято из хроники захвата Зимнего дворца и ареста Временного правительства. И картина С. А. Зверева "Арест Временного правительства" из запасников музея уже не могла "выйти" к посетителю.

С историей захвата власти большевиками в октябре 1917 года вы можете познакомиться в зале № 21 экспозиции "Революция в России. 1917–1922".




О художниках:

Серафим Александрович ЗВЕРЕВ (1912 - 1979)
Живописец, ученик М. В. Нестерова и П. Д. Корина, талантливый копиист, автор мозаик (в том числе на станции Московского метрополитена "Комсомольская"). Член Союза художников СССР.
В 30-х годах ХХ века работал в секторе копиистов Государственного музея изобразительных искусств в Москве.

Михаил Георгиевич СОКОЛОВ (1875 – 1953)
Живописец и график. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором был награжден двумя малыми серебряными медалями. Продолжил обучение в Санкт-Петербурге в Академии художеств, где проучился с 1897 по 1902 гг. В Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина в 1902 г. был удостоен звания художника за картину «На родине». С 1907 г. стал участвовать в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок (в 1914 г. в последний раз предоставил свои работы на выставку Товарищества).
В 20-х гг. ХХ века поддерживал Ассоциацию художников революционной России и входил в Объединение художников имени И. Е. Репина, основанное в восьмидесятилетнюю годовщину со дня его рождения учениками и художниками, разделявшими взгляды репинской школы.
Комментарии

Публикация от: 17.10.2017 15:33:12