В Петербурге открылась выставка о музыке в российской политике

Владислав Вовк
На церемонию приехал правнук создателя терменвокса

В Государственном музее политической истории России открылась поистине эпохальная выставка с многозначительным названием «Политика и музыка».
Ее организаторы поставили перед собой цель ответить на крайне непростые, но очень интересные вопросы. Например, каким образом соотносятся представления государственной власти о том, как должны быть устроены жизнь и музыкальные пристрастия граждан? И могут ли политические пристрастия руководителей страны оказывать тотальное влияние на музыкантов?

Прогресс и Ленин

Надо сказать, что эта выставка является ярким и концептуальным продолжением долгоиграющего проекта музея, который исследует такую тонкую материю, как непрямое воздействие государства на жизнь простых людей. Скажем, в рамках этого проекта уже проходили такие громкие выставки, как «Политика и еда», «Политика и мода», «Политика и спорт». И вот теперь очередь дошла до музыки. Тем более, нынешний год объявлен годом нематериальной культуры. А что может быть более нематериальным, чем музыка? И это при том, что она всегда отражает происходящее и в душах людей, и в самом обществе.

«Для каждого слушателя музыка находит свой язык. Но использовать его для общественно-политических целей в полной мере стало возможно только с развитием технического прогресса, который широко шагнул в массы, – отметила заместитель директора по научной работе Музея политической истории России Елена Лысенко. – Музыка вошла в каждый дом. И именно поэтому временные рамки экспозиции ограничены началом и концом 80-х годов ХХ века, когда это «вторжение» проявилось особенно ярко».

Весьма символичным выглядело (вернее, звучало) и участие в церемонии открытия выставки правнука выдающегося петербургского инженера Льва Термена, создавшего в начале прошлого столетия первый в мире электронный (и бесконтактный!) музыкальный инструмент – терменвокс.

«Сто лет назад, в 1922 году, мой прадед встретился с Лениным, для того чтобы поделиться своими новейшими техническими разработками, – рассказал Петр Термен. – В частности, он показал вождю пролетариата терменвокс – и тот даже попробовал сыграть на этом инструменте. Так что Ленина можно считать еще и первым исполнителем электронной музыки». Кстати, в экспозиции тоже представлен терменвокс и любой посетитель может последовать примеру Ленина.


Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

От пролетариев – к рокерам

Впрочем, на выставке можно увидеть и сотни других интереснейших экспонатов. Это официальные постановления и награды знаменитых артистов, музыкальный «самиздат» и «магнитиздат». А также грампластинки (в том числе изготовленные из рентгеновских снимков – легендарная «музыка на костях»), программы и афиши концертов (некоторые даже с автографами исполнителей – скажем, Виктора Цоя), ноты и тексты песен. Ну и, конечно, личные вещи музыкантов. Например, в одной из витрин представлены концертный фрак знаменитого тенора Николая Печковского, кожаный плащ Михаила Горшенева, печатная машинка Майка Науменко и гитара, на которой играл Владимир Высоцкий. Где еще можно будет увидеть такую музыкальную компанию?

Но при этом обилие экспонатов вовсе не затмевает собой основную идею выставки. Наоборот – работает на лучшее ее раскрытие, помогая с помощью музыки узнать политическую историю страны. Ведь в экспозиции представлено еще и большое количество документов, повествующих о судьбах музыкантов и их взаимоотношениях с властями. Скажем, мало кто знает, что Сергей Кайдан-Дешкин, автор знаменитой песни «Взвейтесь кострами», под которую с энтузиазмом маршировали все пионеры страны на протяжении десятилетий, сам получил 10 лет лагерей как враг народа. С другой стороны, Пятая симфония Шостаковича, которую власти благосклонно восприняли как попытку композитора замолить грехи, до сих пор поражает трагизмом звучания, в котором отчетливо слышится тяжелая поступь той эпохи. К тому же на стенах развешаны мультимедийные устройства в виде грампластинок, с помощью которых можно прослушать музыкальные произведения.

В общем, каждый посетитель вправе рассчитывать на то, что сделает для себя на выставке открытие, а, может, и не одно. И это касается даже относительно недавних времен. «Вот уже на протяжении нескольких десятилетий бытует легенда, что только по коварной инициативе КГБ возник Ленинградский рок-клуб, – поделился на открытии выставки первый президент клуба Геннадий Зайцев. – На самом же деле это не так. Просто страна начала меняться, а вместе с ней и наши власти».

И это тоже очень важный момент, который нашел свое отражение на выставке.

«Как произошла в ХХ веке в нашей стране эволюция от безжалостно «счастливой» пролетарской музыки до русского рока с его ярко выраженным гуманизмом? Думаю, на этот вопрос тоже смогла ответить наша экспозиция, – отметил куратор выставки Александр Смирнов. – Все дело в нашей культуре, которую так и не смогли сбросить с корабля современности строители Страны Советов. Именно она смогла помочь переварить все «эксперименты» и создать новые музыкальные формы. Так что музыка тоже оказывала воздействие на политику».

ФАКТ

В качестве соорганизаторов и участников выставки выступили сразу несколько крупных государственных архивов страны. А также Дом офицеров Западного военного округа, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Народный музей «А музы не молчали…» средней школы №235 имени Шостаковича, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Городской дворец творчества юных.

Адрес:

Санкт-Петербург,
ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 233-70-52

(812) 313-61-63

Электронная почта:

info@polithistory.ru

Служба поддержки сайта:

polithistory@polithistory.ru

Разработка сайта:Эллипс Артс

© 2004-2022   Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно