Пионеры против скаутов. В музее политической истории работает выставка «Борьба за молодежь»

Движение «сокольство», «потешные роты», скауты — чего только не предпринимало до революции государство, чтобы отвлечь молодежь от революционных мыслей и антиправительственных выступлений! Это были годы, когда требовалось поднять пошатнувшийся престиж монархии и армии, особенно после поражения в Русско-японской войне. О том, насколько это удалось, рассказывает выставка «Борьба за молодежь» в Государственном музее политической истории России.

Как отмечает куратор выставки Екатерина Маскевич, принципы движений были схожие: военная и физическая подготовка, служение Отечеству, воспитание любви к Родине. А вот формы и методы различались.

Кого‑то привлекало «сокольство»: движение возникло в Праге в 1862 году по инициативе доктора философии Мирослава ­Тырша — первоначально как спортивное. А поскольку Чехия тогда находилась в составе Австро-Венгрии, то оно приобрело национально-освободительную окраску. Эмблемой стал сокол — символ благородства, храбрости, силы, красоты и любви к свободе. Кроме того, он воспринимался еще и как противоположность австро-германским имперским орлам.

Кому‑то больше нравились «потешные роты», организованные по инициативе императора Николая II. Название отсылало к «потешным полкам» Петра I, из которых потом выросла русская гвардия. Дети знакомились с устройством оружия, изучали топографию и элементы фортификации, их обучали сторожевой и разведывательной службе. Но «потешные» не очень прижились — именно в силу их жесткой дисциплины, муштровки и шагистики.

Популярность приобрело пришедшее в Россию из Англии скаутское движение. Николай II одоб­рил это начинание, наследник цесаревич Алексей даже стал почетным скаутом… Движение не утратило популярности даже пос­ле свержения монархии в феврале 1917 года.

Экспонаты на выставке представлены достаточно редкие, не только из фондов музея, но и из частной коллекции Михаила Тренихина, посвященной русскому сокольскому движению, а также архива Олега Пантюхова, одного из основателей русского скаутизма. Среди экспонатов — атрибуты обмундирования, агитационная литература, трехцветное бело-сине-красное знамя скаутов русского зарубежья — отряда имени святого князя Александра Невского…

После Октябрьской революции Союз русского сокольства и скаутские организации пытались наладить контакт с советской властью, однако их основные программные цели никак не совпадали с принципами новой государственной политики. И тогда большевики стали создавать своих скаутов — с коммунистическим уклоном.

 Их называли движением «юных коммунистов», а по первым двум буквам аббревиатуры его участников именовали «юками», — поясняет Маскевич. — Значок ЮК представлял собой сноп колосьев и чем‑то напоминал скаутскую лилию, галстук тоже был позаимствован у скаутов. Он имел два цвета: красный — для детей и зеленый — для руководства.

Однако «ЮКизм» не стал массовым. Его участников обвиняли в том, что они якобы являются последователями «старого буржуазного скаутинга».

Иннокентий Жуков, бывший казначей и секретарь общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», переработал программу скаутинга, его законы, песни, атрибуцию, переложил их на коммунистическую «платформу», оставив скаутский девиз «Будь готов! Всегда готов!». И предложил назвать новое молодежное движение пионерским.

И хотя пионеры в немалой степени «выросли» из скаутов, между собой они не всегда ладили. Хрестоматийный пример — из повести «Кортик» Анатолия Рыбакова. Помните, один из главных героев, Генка, спрашивает: «А имеют ли право пионеры скаутов лупить?». И его друг Миша отвечает: «Что за глупые вопросы! И вообще, что это у тебя за привычка: лупить да лупить… Лупить тоже надо с толком»…

 Событие, которое почему‑то оказалось забытым: 3 декабря 1922 года в Петрограде был назначен «день похорон российского скаутинга», — говорит Маскевич. — Скаутская дружина официально прекратила свое существование, на ее основе в Пет­роградском районе был образован пионерский отряд имени Буденного. Другая часть петроградских скаутов была принята в отряд имени Володарского.

И вот что особенно любопытно: обоим отрядам было предоставлено место для занятий в особняке Кшесинской — как раз там, где сегодня и находится Музей политической истории России. Им выделили одно из подвальных помещений.

На выставке можно увидеть снимок конца 1922 года: отряд пионеров выстроился как раз у входа во двор особняка, который сегодня перекрыт стеклянной крышей и представляет собой атриум. Больше почти ничего не изменилось. Ну разве что вмес­то булыжного мощения теперь тротуарная плитка. И ровно там, где чуть больше века назад выстроились пионеры, они же бывшие скауты, теперь каждый день проходят в музей посетители.

Сергей Глезеров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «Пионеры против скаутов».

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно