В сентябре в Музее политической истории России состоялась творческая встреча с художником Валерием Базуновым, чья персональная выставка «Портрет героя» проходила в Атриуме ГМПИР.
Открыл встречу куратор выставки, старший научный сотрудник ГМПИР Алексей Бойко, представивший публике героя и эпоху, сформировавшую школу «ленинградского дизайна».
Взяв слово, Валерий Базунов рассказал о своем творческом пути и особенностях технологий, которые ему пришлось освоить за время обучения в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (ныне – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица):
«Сначала я шел на архитектурный факультет, связанный с металлами и механизмами, где было отделение промышленной графики. Как это получилось? Дело в том, что мне пришлось пройти путь короче, чем многим, – без начального образования и без наставников. Поэтому после школы я направился продолжать учебу в техникум, где познакомился с рабочими профессиями; этим и был определен выбор промграфики.
Уже в училище имени Мухиной я изучал литографию, офорт, линогравюру и другие техники графики – непростые и трудоемкие способы печати с типографских камней и металлических пластин. Это требовало от студентов, кроме художественных навыков, еще и физической силы, и технических навыков.
Уже на втором курсе я как студент-график получил первое предложение о сотрудничестве с молодежной газетой «Смена на студенческой стройке».
Работа в студенческой газете помогла приобрести опыт и дала дополнительный заработок. Спрос был очень высоким!
Газеты, где я трудился после получения диплома, требовали много времени не только на создание иллюстраций, графику плакатов и заголовков, но и на администрирование процессов. Кроме того, газетная работа позволила освоить профессию фоторетушера, так как выход номера требовал оперативной обработки фотографий, поступавших в редакцию к сроку. Такой динамичный режим командной работы дисциплинировал и вспоминается мною до сих пор».
Также в ходе вечера выступил друг и коллега Валерия Базунова, известный ленинградский корреспондент Евгений Воробьев. Он рассказал об особенностях журналистики тех лет, о сотрудничестве корреспондентов и художников:
«Кабинеты у нас с Валерием были рядом, и двери всегда держались открытыми. Мы их не запирали и часто заходили друг к другу – посмотреть, кто что делает, кто как работает... А время было сложное, действительно непростое, мне до сих пор снятся какие-то моменты того периода. Это было время так называемого социалистического реализма. Это был метод, которым должны были руководствоваться тогда все люди, работающие в искусстве. Мы – журналисты, художники, газетчики – тоже считали себя в какой-то степени работниками искусства».
В своем выступлении Евгений Владимирович даже выразил некоторое сожаление на тему того, что современные СМИ всё реже позволяют себе критику, но стараются концентрироваться на положительных новостях.
Открыл встречу куратор выставки, старший научный сотрудник ГМПИР Алексей Бойко, представивший публике героя и эпоху, сформировавшую школу «ленинградского дизайна».
Взяв слово, Валерий Базунов рассказал о своем творческом пути и особенностях технологий, которые ему пришлось освоить за время обучения в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (ныне – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица):
«Сначала я шел на архитектурный факультет, связанный с металлами и механизмами, где было отделение промышленной графики. Как это получилось? Дело в том, что мне пришлось пройти путь короче, чем многим, – без начального образования и без наставников. Поэтому после школы я направился продолжать учебу в техникум, где познакомился с рабочими профессиями; этим и был определен выбор промграфики.
Уже в училище имени Мухиной я изучал литографию, офорт, линогравюру и другие техники графики – непростые и трудоемкие способы печати с типографских камней и металлических пластин. Это требовало от студентов, кроме художественных навыков, еще и физической силы, и технических навыков.
Уже на втором курсе я как студент-график получил первое предложение о сотрудничестве с молодежной газетой «Смена на студенческой стройке».
Работа в студенческой газете помогла приобрести опыт и дала дополнительный заработок. Спрос был очень высоким!
Газеты, где я трудился после получения диплома, требовали много времени не только на создание иллюстраций, графику плакатов и заголовков, но и на администрирование процессов. Кроме того, газетная работа позволила освоить профессию фоторетушера, так как выход номера требовал оперативной обработки фотографий, поступавших в редакцию к сроку. Такой динамичный режим командной работы дисциплинировал и вспоминается мною до сих пор».
Также в ходе вечера выступил друг и коллега Валерия Базунова, известный ленинградский корреспондент Евгений Воробьев. Он рассказал об особенностях журналистики тех лет, о сотрудничестве корреспондентов и художников:
«Кабинеты у нас с Валерием были рядом, и двери всегда держались открытыми. Мы их не запирали и часто заходили друг к другу – посмотреть, кто что делает, кто как работает... А время было сложное, действительно непростое, мне до сих пор снятся какие-то моменты того периода. Это было время так называемого социалистического реализма. Это был метод, которым должны были руководствоваться тогда все люди, работающие в искусстве. Мы – журналисты, художники, газетчики – тоже считали себя в какой-то степени работниками искусства».
В своем выступлении Евгений Владимирович даже выразил некоторое сожаление на тему того, что современные СМИ всё реже позволяют себе критику, но стараются концентрироваться на положительных новостях.
В завершение вечера Валерий Павлович продемонстрировал свои работы, созданные для рекламы популярных кинофильмов, а также иллюстрации к романам, выходившим в 1990-е годы в «Ленинградской правде». С помощью куратора выставки Алексея Бойко по залу пошли подборки газет с рисунками В. П. Базунова. Участники творческой встречи с огромным вниманием и аккуратностью брали старые пожелтевшие газеты в руки, рассматривали рисунки, читали фрагменты статей, чтобы понять повестку того времени.
Все посетившие встречу, смогли получить в подарок красочный альбом «Графический дизайнер из СССР» с лучшими работами Валерия Базунова. Выполняя пожелания гостей, художник оставлял им автографы на память.
Для справки:
Выставка «Портрет героя» проходила в Атриуме Музея политической истории России с 12 августа по 8 сентября 2025 года. На больших стендах была представлена лишь часть творческого наследия мастера – портреты героев труда (доярок, овощеводов, трактористов, строителей), созданные им для различных газетных публикаций. Посетители ГМПИР первыми получили возможность увидеть оригиналы этих работ, большинство из которых выставлялись впервые.
Все посетившие встречу, смогли получить в подарок красочный альбом «Графический дизайнер из СССР» с лучшими работами Валерия Базунова. Выполняя пожелания гостей, художник оставлял им автографы на память.
Для справки:
Выставка «Портрет героя» проходила в Атриуме Музея политической истории России с 12 августа по 8 сентября 2025 года. На больших стендах была представлена лишь часть творческого наследия мастера – портреты героев труда (доярок, овощеводов, трактористов, строителей), созданные им для различных газетных публикаций. Посетители ГМПИР первыми получили возможность увидеть оригиналы этих работ, большинство из которых выставлялись впервые.
