Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Новости музея

Экспозиция советского политического фарфора «Хрупкая политика» открылась в Музее политической истории России

18 июня в Музее политической истории России состоялась презентация экспозиции коллекции советского агитационного фарфора из коллекции ГМПИР «Хрупкая политика». В этот день был также представлен каталог «Советский политический фарфор».

По традиции церемонию открыла заместитель генерального директора Музея политической истории России по научной работе Анна Горская. После о большой работе, проделанной коллективом Музея, рассказал генеральный директор ГМПИР Сергей Рыбаков:

«Мы сегодня презентуем нашу коллекцию агитационного фарфора – на мой взгляд, очень достойную, важную и показательную. Для нас, сотрудников Музея политической истории России, этот день важен вдвойне, потому что мы тем самым открываем серию каталогов нашей коллекции, поскольку так получилось, что длительное время каталоги в нашем музее не издавались.

Мы постарались включить в это уникальное издание всю коллекцию так называемого советского политического фарфора, которая есть в нашем музее. Она насчитывает более двухсот предметов. При подготовке этой книги велись даже дискуссии между нашими специалистами о том, что включать в каталог, а что нет. Теперь у всех есть возможность оценить тот результат, к которому мы пришли».

Хранитель Фонда вещественных реликвий ГМПИР Ирина Селина в своем выступлении отметила, что впервые за 105 лет существования Музея собрано в одной экспозиции и показывается столько образцов исторического фарфора, начиная с революционного и заканчивая фактически нашими днями. Хранитель также подчеркнула, что коллекция так называемого советского политического фарфора успешно пополнялась в 1970-1980-е годы, когда Музей активно сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом, и тот регулярно передавал в дар Музею образцы своих изделий. Она выразила надежду, что эта традиция возобновится вновь, и коллекция фарфора ГМПИР будет прирастать всё новыми оригинальными образцами.

Ведущий научный сотрудник ГМПИР, руководитель авторской группы каталога Александр Смирнов подробно рассказал об издании:

«Сама книга состоит из трех разделов и нескольких приложений. Разделы соответствуют хронологическим периодам истории фарфора, и каждый раздел предваряет историческая справка, где мы обращаем внимание читателей этой книги на какие-то знаковые, самые интересные экспонаты из нашей коллекции советского фарфора.

Кроме того, в каждом разделе в алфавитном порядке, по авторам, мы приводим изображения фарфоровых изделий, которые хранятся по этому периоду в нашей коллекции. Мне кажется очень важным и значимым, что в этом издании есть полный список авторов этих изделий. Впервые была проведена работа по систематизации, и поэтому любой интересующийся фарфором может понять, какие предметы хранятся в Музее политической истории России.

Для специалистов у нас есть отдельное приложение. Это каталожное описание, где можно найти размеры, инвентарные номера. Мы рассчитываем, что сотрудники других музеев смогут благодаря этому изданию брать на экспонирование в свои музеи наши предметы.

Я также хотел бы подчеркнуть, что это не просто издание о советском политическом фарфоре. Это еще и память о тех людях, которые работали в нашем музее».

Слово взял и куратор экспозиции открытого хранения «Хрупкая политика», старший научный сотрудник Музея политической истории России Алексей Бойко:

«Начав работу над каталогом фарфора, мы вышли на создание экспозиции. Так получилось и технически, и в художественном плане: мы разместили в зале две пространственные витрины, которые сыграли важную роль для коллекции, представленную двумя большими периодами. Это искусство 1920-х годов, которое глубоко исследовано, и вторая часть, практически не исследованная, – это коллекция фарфора 1960-1970-х. Вторая эпоха интересна тем, что художники заново смотрят на фарфор 1920-х годов, на авангард и, апроприируя старые идеи, выражают свой взгляд на знаки, символы, цитаты политиков. И это влияние можно увидеть, смотря то на одну сторону экспозиции, то на другую».