Антифашистские сатирические рисунки, плакаты и карикатуры 1930–1940 гг. – это подлинные документы своего времени и уникальные произведения искусства. Они стали символом эпохи и напоминанием о том, что пришлось пережить поколению времен Второй мировой войны. На выставке представлены карикатуры известного датского художника-графика Херлуфа Бидструпа, работы мастеров советского плаката, агитационные и сатирические выпуски объединения «Боевой карандаш», графические листы московских художников, создававших «Окна ТАСС» – Ефимова, Кукрыниксов, Дени.
Особое место в музейной коллекции занимают работы Херлуфа Бидструпа. В середине 1930-х гг. антифашистский журнал «Kulturkampen» опубликовал серию его рисунков, сопровождавшихся цитатами из речей Гитлера. Сам Бидструп писал: «Настоящим политическим сатириком я стал во время гражданской войны в Испании. Фашисты творили там чудовищные злодеяния. Я старался их заклеймить, пытался вскрыть существо происходящих событий». Под прицел сатиры Бидструпа попали испанский генерал Франсиско Франко, итальянский диктатор Бенито Муссолини, политические деятели нацистской Германии Герман Геринг и Йозеф Геббельс. Бидструп также рисовал антифашистские карикатуры для нелегальной газеты датских коммунистов «Land og folk». Фонды Музея политической истории России хранят более 500 авторских листов датского художника, часть из которых представлена на выставке.
В отечественной антивоенной графике новый сатирический образ внешнего врага начал формироваться незадолго до Второй мировой войны, во время вооруженного конфликта СССР и милитаристской Японии у реки Халхин-Гол (1939). В период Советско-финской войны (1939–1940) эта тема получила развитие в выпусках «Боевого карандаша» – творческого объединения ленинградских художников и поэтов, выпускавших агитационные и сатирические плакаты, близкие к лубочным картинкам и сопровождавшиеся меткими лаконичными стихами. Плакат «Фашизм – враг человечества! Смерть фашизму!», вышедший в июне 1941 г., стал первым откликом коллектива на начало Великой Отечественной войны. Листы «Боевого карандаша» отличали небольшие размеры, выразительный колорит, сочетание изображения со стихотворным текстом. Плакаты рассматривали и читали в убежищах, цехах и госпиталях, посылали на фронт, передавали из рук в руки в окопах, прикрепляли к бортам танков, распространяли на кораблях Балтийского флота. Посетители увидят эскизы плакатов ленинградских художников «Боевого карандаша» Муратова и Гальбы. Николай Муратов – один из основателей творческого коллектива «Боевой карандаш». С первых дней войны художник стал солдатом ПВО, не прекращая создавать агитплакаты, шаржи, карикатуры. Владимир Гальба создал серию сатирических работ «Цепные фашистские собаки», иллюстрирующую бесчеловечную мораль руководства Третьего рейха. Художник был причислен к личным врагам фюрера.
В жанре сатирического антифашистского плаката работал Василий Власов. Вместе с поэтом Борисом Тимофеевым-Еропкиным художник создал один из первых сатирических плакатов Великой Отечественной войны «Что ты лжешь, мой конь ретивый?» (1941). Помимо плакатов и листовок, он разработал эскизы антифашистских игральных карт и выполнил цикл фронтовых зарисовок.
Посетители также увидят графические листы московских художников, создававших «Окна ТАСС» – агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Это работы Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Виктора Дени. Их меткие сатирические листки развенчивали миф о непобедимости гитлеровцев и их союзников, показывая героизм советских бойцов и рядовых граждан.
Всего на выставке представлено около 30 произведений.