Блокадная графика: подвиг, повседневная жизнь, память.

21.01.2020
Главное здание музея
Все выставки и экспозиции
Выставка

Описание

Выставка представляет произведения художников, переживших блокаду Ленинграда - Елены Марттилы, Николая Муратова, Алексея Пахомова, Александра Харшака и других авторов. Среди этих работ есть как законченные произведения, так и эскизы, далекие от канонов советского официального искусства. Некоторые работы будут экспонироваться впервые.

Ценность представленных на выставке произведений в том, что их создавали очевидцы событий. Выставка рассказывает о трагедии блокады через опыт и воспоминания людей, которые жили и работали в осажденном городе. Среди рисунков и гравюр - натурные зарисовки, портреты, пейзажи. Они отражают повседневную жизнь Ленинграда, страдания и героизм его защитников.

Особое место в музейной коллекции блокадного искусства занимают работы Елены Оскаровны Марттилы (1923 г. р.). Художница училась и работала в осажденном городе до 1943 года, пережив самые тяжелые блокадные дни. Именно тогда она написала портреты своих знаменитых современников - поэтессы Ольги Берггольц и композитора Дмитрия Шостаковича. Работы Марттилы долгое время официально не признавались – слишком эмоциональными и трагическими они были. На выставке представлены автолитографии из серии «Ленинградцы 1941 – 42 гг.».

С первых дней войны ленинградские художники вместе с жителями города выполняли работы по маскировке зданий и памятников, по упаковке для эвакуации музейных ценностей, строили оборонительные сооружения. Театральная художница Татьяна Эмильевна Визель (1904 – 1976) принимала участие в сохранении архитектурно-художественных памятников Ленинграда. На небольшом рисунке тушью, сделанном во время работ на шпиле Адмиралтейства, Визель запечатлела свою напарницу – Ольгу Афанасьевну Фирсову, которая с самого начала блокады занималась маскировкой памятников, а потом и их восстановлением. Обе девушки в мирное время были спортсменками-альпинистками, и эти спортивные навыки пригодились им в военную пору.

Типичные натурные зарисовки на протяжении всего времени блокады делал Николай Евгеньевич Муратов (1908 – 1992). Художник известен как один из организаторов творческого объединения «Боевой карандаш», автор множества политических плакатов. Беглые зарисовки, изображающие боевой отряд у Смольного или блокадный трамвай, показывают, как жил город в военную пору.

Одно из наиболее впечатляющих антивоенных произведений на выставке - офорт «Раненый ребенок» Александра Исааковича Харшака (1908– 1989). Основой для него послужил рисунок для газеты «Удар по врагу» 1942 года.

Отдельно можно выделить рисунки, изображающие бойцов Ленинградского фронта. Галерею портретов летчиков и моряков создал Георгий Семёнович Верейский (1886–1962). Юрий Михайлович Непринцев (1909 – 1996) написал небольшие портреты своих боевых товарищей-балтийцев, а также летчиков, прикрывавших во время вылетов «Дорогу жизни».

Интересны и работы непрофессиональных художников. Михаил Павлович Духанов (1896–1969) командовал 67-й армией Ленинградского фронта, участвовавшей в прорыве блокады. Духанов создал рисунок «Блокадный Ленинград», на котором запечатлел момент трагической гибели молодой девушки под руинами разрушенного дома.

Навсегда осталась в памяти людей дата 27 января 1944 года, день полного освобождения Ленинграда от блокады. На праздничном рисунке «Героический Ленинград» братьев Семёна и Степана Аладжаловых запечатлен момент всеобщего ликования и радости. Первый салют в Ленинграде освещает темное зимнее небо.

Всего на выставке будет представлено около 30 произведений.

публикация от: 18.12.2019 в 16:33
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно