Окна сатиры РОСТА

Главное здание музея
Все выставки и экспозиции
Выставка

Описание

С 19 мая в атриуме музея работает выставка «Окна сатиры РОСТА». Здесь представлены раритеты богатой музейной коллекции плакатов первой четверти ХХ века. Особое место принадлежит серии агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА», созданных в 1919–1921 годах художниками и поэтами. Свое название эти плакаты получили от названия «издательства» Российское телеграфное агентство (РОСТА) и первоначального места их расположения в витринах магазинов.
Плакаты, выполненные в острой сатирической манере и снабженные лаконичными запоминающимися стихотворными текстами, стали наглядной формой политической агитации в поддержку власти большевиков. Листы оперативно реагировали на актуальные новости, происходящие в стране и мире, по ним можно было почти день за днем проследить смену политических событий и обсудить насущные проблемы.
Идея создания «Окон сатиры» принадлежит одному из зачинателей советского политического плаката, блестящему мастеру рисунка, художнику М. М. Черемных. А всю бюрократическую работу возглавил революционер и журналист П. М. Керженцев. Через месяц к коллективу авторов присоединился поэт и художник В. В. Маяковский, и вскоре характер плакатов и текстов изменился.
 Маяковский привнес в искусство плаката эстетические идеи футуристов. С этого времени большая часть стихов, «очищенных … от поэтической шелухи…», была сочинена им. Поэзия Маяковского чувствовала себя здесь в родной стихии, излучая раскованность и непринужденность. Кроме этого, Владимир Маяковский изменил структуру плаката: лозунги и рисунки стали соответствовать одной теме. Однажды найденная схема уже не изменялась до конца существования «Окон РОСТА».
С сентября 1919 по январь 1922 года в стране было выпущено около 2 тысяч трафаретных плакатов, оказавших большое воздействие на развитие плакатной графики, в том числе за счет рассылки готовых трафаретов, по которым художники местных отделений тиражировали «Окна». 
Плакаты «Окон РОСТА» сыграли ключевую роль в формировании визуального стандарта агитационных материалов (знаки, символы, образы-типы) советской плакатной графики. В искусстве политического плаката тесно переплелись проблемы художественного поиска, государственной идеологии и психологии массового сознания. Именно в плакате сконцентрирован «дух времени», отражены основные политические тенденции и политический контекст эпохи.
Выставку можно посетить до 18 июля.

публикация от: 15.05.2023 в 17:41
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно