Цикл выставок "Картина как документ эпохи" продолжает знакомить с работами советских художников и рассказывать о том, как партийные установки влияли на иконографию исторических сюжетов.
10 июля 2018 г. исполняется 100 лет первой советской Конституции. Выставка "Первая советская Конституция" представляет две картины: "V Всероссийский съезд Советов принимает Конституцию" (Д. Б. Альховский, 1957 г.) и "Я. М. Свердлов проводит занятия по изучению первой советской Конституции в высшей школе пропагандистов ВЦИК" (А. В. Можаев, 1957 г.)
Картины написаны по заказу Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции в год 40-летия Октября. Они иллюстрируют главный постулат советской идеологии о руководящей роли партии. В центре картин – советские вожди, Ленин и Свердлов, главные идеологи и руководители партийного и государственного строительства в послереволюционный период. Стилистически обе картины соответствуют основным требованиям социалистического реализма. Они идейны и народны. Под народностью в искусстве социалистического реализма понимается конкретность сюжета, обращенность к темам, затрагивающим широкие народные массы, народное участие в исторических событиях. Картины демонстрируют воодушевление и энтузиазм народа, которому партия в лице своих руководителей вручает первую советскую Конституцию. На картинах присутствуют представители трудящихся масс, люди разных поколений. Рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, мужчины и женщины внимают вождям, вникают в смысл их речей, выражают готовность следовать их указаниям и заветам.
Драматичная история, разыгрывавшаяся на первых заседаниях V съезда и вылившаяся в восстание левых эсеров в Москве в июле 1918 г., не нашла отражения на картине Альховского. На полотне нет и намека на острый кризис власти, который был в реальности. Восполняет этот пробел представленный на выставке видеоряд из фрагментов советского художественного фильма "Шестое июля" режиссера Юлия Карасика, созданного по одноименной пьесе Михаила Шатрова на киностудии "Мосфильм" в 1968 году.
