Ровно 100 лет назад, в марте 1922 года, в Советской России началась масштабная антирелигиозная кампания «по изъятию церковных ценностей» – одна из самых трагичных страниц в истории Русской православной церкви.
Проводившееся под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим, изъятие ценностей у Церкви стало одним из этапов гонений на нее в советский период. Цель кампании заключалась в дискредитации и разрушении Церкви путем проведения массовых репрессий против духовенства и верующих.
После падения в России монархии Церковь открыто заявила о своем стремлении освободиться от полного контроля со стороны государства. Поместный собор 1917–1918 годов затронул весь спектр вопросов, поставленных перед Церковью общественными переменами. Был узаконен ряд ожидаемых верующими изменений, которые позволили превратить приходы в живые христианские общины, привлечь к церковному служению множество новых людей, в том числе известных представителей интеллигенции. Иерархи стали избираться на народных выборах. Духовенством и мирянами Петроградской епархии был всенародно избран архиепископ Вениамин (Казанский). Владыка никогда не занимался политической деятельностью: «Я стою за свободу Церкви! Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала», – говорил он. Однако пришедшая к власти в октябре 1917 года Российская коммунистическая партия большевиков, ставившая целью построение атеистического государства, не была заинтересована в существовании свободной и независимой Церкви. Новая власть видела в ней влиятельную оппозиционную силу. Началась планомерная борьба за ослабление Церкви как общественного института.
Стратегический план большевиков предусматривал организацию раскола церковного единства, формирование в церковной среде оппозиционного «обновленческого» движения, участники которого выступали с резкой критикой в адрес официального церковного руководства и при этом были готовы активно сотрудничать с большевиками.
Последствия Гражданской войны и политики «военного коммунизма», двухлетняя засуха и общая хозяйственная разруха привели к страшному голоду 1921–1922 годов в Поволжье и других регионах страны. Это стало удобным поводом для нанесения властью болезненного удара по Церкви путем организации информационной кампании и судебных разбирательств, связанных якобы с отказом Церкви оказать помощь голодающим.
В августе 1921 года Патриарх Московский и Всея России Тихон (Беллавин) в своем послании благословил добровольное пожертвование церковных ценностей на спасение голодающего народа и обратился с просьбой к руководству страны разрешить создание Церковного Всероссийского комитета для оказания помощи голодающим.
Больше двух месяцев власти разрабатывали бюрократические правила, определявшие условия, на которых Церковь могла быть допущена к этой работе. 9 декабря 1921 года Президиум ВЦИК разрешил религиозным организациям заниматься сбором пожертвований под руководством особой комиссии, призванной координировать усилия государственных органов и общественных организаций. Церковь собрала в помощь голодающим Поволжья около 9 миллионов рублей. Казалось, была создана основа для сотрудничества власти и Церкви. Но 23 февраля 1922 года большевики приняли Декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Документ коренным образом сместил центр тяжести с добровольного участия Церкви в помощи голодающим на насильственное изъятие церковного имущества. Новая государственная линия состояла в том, чтобы использовать ситуацию голода не для сотрудничества с Церковью, а для организации ее разгрома.
Постановлением ВЦИК было узаконено изъятие всех драгоценных церковных предметов, включая литургические сосуды, что по религиозных канонам является святотатством. Боясь привлечь ненужное международное внимание к своим действиям, большевистская власть разворачивала кампанию изначально подальше от Москвы и Петрограда. Однако действия властей в регионах вызвали не только возмущение верующих, но и естественное сопротивление. Народные волнения жестоко подавлялись и использовались властью как повод для усиленного наступления на Церковь, организации ряда показательных открытых судебных процессов. Одним из самых громких и печальных стал Петроградский процесс 1922 года, который историки, как правило, называют «Делом митрополита Вениамина», по имени главного обвиняемого.
Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, вслед за Патриархом Тихоном, призвал клириков и мирян отказывать в передаче властям литургических сосудов. При этом он четко и ясно выразил свою позицию в отношении «обновленцев», называвших себя «Новой Церковью», и наложил на них запрет в священнослужении. Владыка категорически отказался признать пробольшевистских священников в качестве церковных руководителей. 29 мая 1922 года он был арестован.
Судебный процесс по обвинению митрополита открылся в Петрограде 10 июня 1922 года. Главным свидетелем обвинения должен был стать лидер «обновленческого» раскола протоиерей Александр Введенский. Но в день начала суда ему нанесли удар по голове камнем, брошенным из толпы верующих, собравшихся у здания бывшего Дворянского собрания, где слушалось дело. Весь месяц суда Введенский пролежал в постели. На заседаниях суда его заменил протоиерей-«обновленец» Владимир Красницкий.
Процесс был показательным и стал предтечей ряда печально знаменитых открытых судебных процессов в Петрограде и Москве. Вход осуществлялся по билетам, выданным в Ревтрибунале, по партбилетам (РКП) и студенческим удостоверениям.
Суд длился 25 дней. Возглавлял его председатель уголовного отделения Петроградского трибунала Н. И. Яковченко, главным обвинителем стал специально приехавший из Москвы заместитель наркома юстиции П. А. Красиков. На скамье подсудимых оказались 86 человек. 5 июля 1922 года объявили приговор. Десять обвиняемых, включая митрополита Вениамина, были приговорены к расстрелу Петроградским губернским революционным трибуналом. Из них шестерым после ходатайства обновленцев «о смягчении наказания» изменили меру пресечения. Остальных подсудимых приговорили к различным срокам наказания. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (в миру Василий Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), юрисконсульт Александро-Невской лавры Иван Михайлович Ковшаров и профессор Петроградского университета, преподаватель гражданского права Юрий Петрович Новицкий были расстреляны. Приговор носил не правовой, а политический характер.
В результате судебного процесса Петроградская епархия была обезглавлена. Власти избавились от главного претендента на патриарший престол в случае гибели Патриарха Тихона.
В 1990 году приговор по данному делу был отменен, все осужденные реабилитированы за отсутствием состава преступления. Архиерейский собор 1992 года причислил митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и «иже с ним пострадавших» к лику святых мучеников.
Кампания по изъятию церковных ценностей официально завершилась 26 мая 1922 года. Всего насильственное изъятие помогло властям собрать немногим более 4,5 миллионов рублей. Планы большевиков собрать «сотни миллионов и миллиарды» не оправдались. Подавляющая часть изъятых у Церкви ценностей пошла на проведение самой кампании по изъятию.
Антицерковная компания 1920-х годов имела общероссийский масштаб. Судебные процессы над духовенством в этот период состоялись не только Петрограде и Москве, но и в Смоленске, Новгороде, Царицыне и других городах страны. Политические репрессии против Церкви, преследование церковнослужителей и верующих с этого момента станут неотъемлемой частью планомерной политики советского государства. Она приведет к масштабным человеческим жертвам и появлению в XX веке целого сонма новомучеников Русской православной церкви.
На экспресс-выставке представлены фотографии и документы, связанные с Петроградским процессом над православным духовенством и верующими, а также предметы православного обихода конца XIX – первой четверти XX века.
До 12 апреля в атриуме музея.