Политика и музыка

15.07.2022
Главное здание музея
Все выставки и экспозиции

Описание

Выставка показывает связь музыкального искусства с государственной политикой и жизнью общества в ХХ веке. Среди экспонатов – личные вещи и документы Дмитрия Шостаковича, Василия Соловьева-Седого, Арама Хачатуряна, Юрия Темирканова, Николая Печковского. Выставка расскажет о судьбах известных артистов – от Леонида Утесова и Клавдии Шульженко до Виктора Цоя, Майка Науменко и Михаила «Горшка» Горшенева. В разделе, посвященном советским бардам, можно увидеть гитару, на которой играли Владимир Высоцкий и Александр Галич.

Официальные постановления, награды артистов, музыкальный «самиздат» и «магнитиздат», грампластинки, программы и афиши концертов, музыкальные инструменты, ноты и тексты песен покажут, как в музыке отражается политическая история страны. История электронной музыки представлена терменвоксом, на котором посетители смогут создать свой музыкальный опус. На выставке прозвучат гимны, фронтовые песни, мелодии эпохи оттепели, бардовская и рок-музыка.

Государственная политика в отношении музыкального искусства начала формироваться в России в XIX веке. Она нашла свое отражение в таких произведениях как государственный гимн «Боже, царя храни» и опера «Жизнь за царя» М. Глинки. В них воплотилась официальная идеология Российской империи – «Православие. Самодержавие. Народность».

Революционное движение создало свои песни, воодушевлявших борцов с самодержавием. «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу!», «Варшавянка» стали символами эпохи. Трагедию Гражданской войны отразили красноармейские и партизанские песни.
Основное внимание на выставке уделено советскому периоду, когда музыка стала важной частью политической пропаганды, инструментом формирования общественных настроений. Начиная с Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», советское руководство выстраивало систему контроля над культурой.

Выставка раскрывает феномен советской песни. Партийный курс на строительство социализма предполагал, что музыкальные произведения создают у граждан оптимизм и энтузиазм. Помимо песен о Коммунистической партии и государственных лидерах, экспонаты представляют военные, спортивные и другие популярные песни – символы эпохи, в которых соединились чувства любви к Родине и лирико-драматические мотивы. Значимое место на выставке отведено детской музыке, которая воспитывала подрастающее поколение, а также музыкальной культуре народов СССР.

В годы Великой Отечественной войны в самых разных жанрах — от песни до симфонии — были созданы выдающиеся музыкальные произведения. Песня поддерживала в тяжелые минуты солдат на фронте, укрепляла их веру в Победу, помогала в тылу преодолевать трудности военного времени. В 1943 году «Интернационал» с идеями мировой революции и пролетарской солидарности уступил место новому гимну, проникнутому идеями любви к советскому Отечеству.

После 1953 года из музыкальной сферы исчезли песни о Сталине, строчки с упоминанием его имени, изменился текст гимна. Из лагерей возвращались на эстраду кумиры публики, было «реабилитировано» творчество Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, обвиненное в послевоенное время в формализме и антинародности. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) познакомил советских граждан с современной зарубежной музыкой. В советский быт вошли пластинки с записями зарубежных исполнителей и артистов советской эстрады.

В 1960–1970-е годы творческая интеллигенция стремилась к самовыражению и освобождению от партийной опеки. Появляется «гитарная поэзия» Галича, Окуджавы, Визбора, Высоцкого и других бардов. В их произведениях сатирические и протестные мотивы сочетались с задушевностью и глубокой искренностью. Авторская песня стала формой духовного общения единомышленников. Благодаря «магнитиздату» бардовские песни переписывали друг у друга, слушали, пели.

Последний раздел выставки рассказывает о появлении в СССР рок-музыки и о создании в 1981 году в Ленинграде, а затем и в других городах рок-клубов. Власти пытались бороться с самодеятельными рок-коллективами, пресса разоблачала их «подрывную деятельность». Но в конце 1980-х годов рок вышел из подполья, пройдя путь от «квартирников» и кочегарок до клубов и стадионов.

В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Соорганизаторы выставки: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).

Участники выставки: Дом офицеров Западного военного округа, Государственный музей истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Народный музей «А музы не молчали…» средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича, Российский государственный военный архив (РГВА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (СПб ГМТМИ), Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центральный архив ФСБ России (ЦА ФСБ).

Музей благодарит за предоставление материалов Музей истории детского движения Московского Дворца пионеров ГБПОУ «Воробьёвы горы», ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», а также первого президента Ленинградского рок-клуба Г. Б. Зайцева, коллекционера В. Л. Кокина, музыканта И. Е. Мосина, коллекционера У. К. Хазиева.

публикация от: 18.02.2022 в 13:08
Адрес:

Санкт-Петербург,
ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 233-70-52

(812) 313-61-63

Электронная почта:

info@polithistory.ru

Служба поддержки сайта:

polithistory@polithistory.ru

Разработка сайта:Эллипс Артс

© 2004-2022   Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно