Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Новости музея

Потерянный и обнаруженный портрет Николая I уехал на реставрацию (+фоторепортаж)

7 апреля 2025 года Музей политической истории России передал на реставрацию созданный в 1856 году парадный конный портрет Николая I, неожиданно найденный в фондах ГМПИР прошлой осенью.

Огромное полотно размером 4,5 х 3 метра с изображением императора раскатали в Атриуме в главном здании учреждения. Затем картину вновь накатали на специальный транспортировочный вал и погрузили в автомобиль для последующей перевозки к месту реставрационных работ.

Ранее предполагалось, что процесс восстановления первоначального облика выдающегося произведения Франца Крюгера может занять до полутора лет. Однако после более детального осмотра специалистами стало ясно, что полотно сможет вернуться в музей уже в конце 2025 года.

Смотрите фоторепортаж о подготовке полотна к отправке на реставрацию. На месте событий работали представители нескольких телеканалов и других СМИ.

Справка о картине:

Парадный портрет Николая I имеет необычную судьбу.
В 1856 году император Александр II в память о своем отце заказал у прусского художника Франца Крюгера портрет Николая I на коне.

Франц Крюгер (1797 – 1857) был членом Прусской Академии искусств и почетным членом Петербургской (Императорской) академии художеств. В силу своего таланта он нередко получал заказы от правящих домов и Королевства Пруссия, и Российской империи, считался придворным живописцем короля Фридриха Вильгельма III. Ранее в 1937 году он стал автором портрета Александра I для Военной галереи Зимнего дворца. Конный портрет Николая I стал последней работой выдающегося художника для русского Высочайшего Двора. Мастер писал ее в Берлине.

Картина ценна историческими деталями. Император, который с детства являлся августейшим шефом Конного лейб-гвардии полка, восседает на полотне именно на вороном коне: подобных отбирали для этого кавалерийского подразделения императорской гвардии. На Николае белый парадный мундир полка и блестящий шлем с золотистой кирасой.

На заднем плане открывается вид на набережную Невы с Васильевского острова. Интересны особенности представленного фона. Так, слева на полотне виднеется Исаакиевский собор, который на момент создания полотна переживал заключительный этап строительства и оформления. Именно французскому архитектору Огюсту Монферрану было доверено создание рамы для парадного конного портрета. В правой части картины виднеется церковь Благовещения Пресвятой Богородицы: этот православный храм, ныне утраченный, прежде занимал видное место на Благовещенской площади, которая ныне носит название площади Труда.

На картине читается подпись автора: «F. Krüger pxt. 1856». Однако в месте нанесения подписи видны механические повреждения красочной поверхности, позволяющие предположить, что авторство пытались скрыть.

Выдающееся произведение было выставлено в Зимнем дворце, в Большом Мраморном зале, впоследствии названном Николаевским. С 1919 года там размещалась экспозиция Государственного музея Революции (ныне Государственного музея политической истории России). Точных данных нет, но предположительно в период с 1919 до 1924 года полотно было снято с подрамника и намотано на вал вместе с другими работами. В 1929-1930 годах оно было внесено в старую учетную книгу внутри единой групповой записи. Портрет Николая I значился там как «работа неизвестного художника».

Более века парадный конный портрет императора считался утраченным. По словам генерального директора ГМПИР С. Е. Рыбакова, в коллекции музея хранится около 300 живописных полотен, большинство из которых хорошо исследованы. Однако этой картине была уготована иная судьба. В 2023 году в ГМПИР началась масштабная инвентаризация фондов, и в 2024 году парадный портрет Николая I был обнаружен и идентифицирован, удалось установить личность художника. Оригинальная мраморная монферрановская рама утрачена, однако предполагается, что в ходе реставрационных работ она будет воссоздана с нуля.
Подробнее о картине можно прочитать в нашем материале на Яндекс-Дзене.