Начала работу конференция «Детский музей: отражение перемен»
Всероссийская научно-практическая конференция "Детский музей: отражение перемен" приурочена к знаковой для нашего музея дате - 20-летию с момента начала работы "Детского исторического музея".
Целью конференции было, с одной стороны, подведение некоторых итогов по вопросам, имеющим 20-летнюю практику существования в музейно-педагогическом пространстве, а с другой – обозначение проблем, актуальных для современного положения музейной педагогики, и определение векторов их разрешения и развития. На конференции выступили как ведущие теоретики музейной педагогики, так и специалисты-практики (всего около 50 докладов).
Открытие конференции началось с выступления кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры Евгения Григорьевича Артёмова, генерального директора Музея политической истории России, который был одним из основателей музейной педагогики в нашей стране. Евгений Григорьевич рассказал о том, как 20 лет назад создавался Детский исторический музей, какие трудности ДИМ переживал за это время, поблагодарил те музеи, которые оказывали поддержку создателям ДИМа.
В своем выступлении Е.Г. Артемов назвал работу с детьми одной из самых приоритетных и актуальных задач Музея и общества. Музейно-педагогическое пространство должно быть исторически достоверной, комфортной средой, в которой происходит равноправный диалог посетителя и педагога, игровое, визуальное и чувственное восприятие детьми истории, формирование своего отношения к традиции.
Заместитель генерального директора по научно-просветительной работе Лилия Константиновна Кураева подчеркнула важность создания такого музейного пространства, где воспитывается мыслящий ребенок, способный сопереживать. В ДИМе это, например, пространства Гимназии и Сельской школы, создающие портрет эпохи сквозь призму школьной жизни.
Выступление Александра Павловича Смирнова, заведующего научно-выставочным отделом Музея, было посвящено проблеме взаимоотношения музеев и старших классов школы.
Елена Борисовна Медведева, главный редактор журнала "Музей", признанный специалист в области отечественной и зарубежной музейной педагогики, рассказала о современных образовательных концепциях и моделях детского музея.
На второй день конференции прошли заседания пяти тематических секций. Были затронуты такие темы, как социальные и психологические изменения целевых аудиторий детского музея, роль «детского» музея во «взрослом», место современного исторического музея в изучении курса истории в школе, соотношение подлинника и копии в музейно-педагогической коммуникации, вопросы работы с дошкольниками и с семейной аудиторией и др. Конференция завершилась подведением итогов – таким итогом, в частности, стало осознание единства музейно-педагогического сообщества, констатация постоянного роста его профессионализма и растущей важности задач, решаемых музейными педагогами. При этом актуальной задачей остаётся поиск новых форм работы с аудиторией, поиск партнеров среди образовательных учреждений. По итогам конференции будет издан сборник тезисов выступлений.
География участников конференции широка – помимо специалистов из Санкт-Петербурга и Москвы, в конференции приняли участие сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", "Новгородского музея-заповедника", "Музея природы и человека" (Ханты-Мансийск), "Музея истории Екатеринбурга", Мурманска.
В рамках конференции работали тематические выставки:
"Воспитание на идеал" - выставка книг о воспитании детей в разные исторические эпохи
"Добрых рук мастерство" - выставка детского творчества
Выставка методических материалов Детского исторического музея.
Детский исторический музей (ДИМ) был создан в 1994 году – это один из первых детских музеев в нашей стране. ДИМ, будучи частью Музея политической истории России, представляет собой специально созданные пространства: Кабинет историка, Мир детства, Гимназия, Сельская школа. Погружаясь в спроектированную историческую среду, дети в игровой форме, с помощью подлинных экспонатов, макетов, наглядных пособий, которые активно исследуются детьми, получают исторические знания, учатся оценивать исторические события, уважать традиции и чужие убеждения. ДИМ стал самым успешным проектом в современной истории Музея - этот популярный и востребованный "музей в музее" каждый день принимает 200-300 детей.