Селивановские – история семьи

История эта произошла 241 год назад с моим предком, священником Авраамием Артемьевичем Селивановским, и сыном его Василием, который обучался в Вятской духовной семинарии. А случилась она холодной зимой 1768/1769 года в Яранском уезде Вятской губернии.

Предисловие.

Священно-церковнослужители имели возможность давать образование своим детям в государственных учреждениях уже с начала 18 века, тогда как для крестьянских детей школы были организованы только в середине 19 века. В 1734 г. Вятский епископ Лаврентий Горка впервые создал в Хлынове Славяно-латинскую школу для детей Вятского духовенства. Просветительская деятельность епископа была встречена местным духовенством крайне недружелюбно, поскольку определенная часть церковных и монастырских доходов отныне должна была передаваться на школу. В 1758 г. следующий Вятский епископ, Варфоломей Любарский, на основе этой школы организовал Вятскую Духовную семинарию, которая поначалу так же, как и прежде Славяно-латинская школа, не пользовалась популярностью среди духовенства.

Большинство священнослужителей в то время рассматривали образование для сыновей своих как принудительно-обязательное и всячески избегали его. Вятская духовная консистория, напротив, строго контролировала обучение детей в Славяно-латинской школе и в семинарии, призывая к ответу родителей за укрывательство или нежелание отдавать детей своих в учение, как следует из Указов Консистории (приводятся без изменения орфографии): 1) отъ 14 февраля 1764 г. — объ обученiи священно-церковно-служительскихъ детей до десятилетняго возраста россiйской грамоте для определенiя ихъ въ Славенолатинскую школу и о штрафе за неисполненiе сего указа; 2) отъ 27 марта 1766 г. — о высылке священно-церковно-служительскихъ детей для осмотру и разбору въ г. Хлыновъ для определенiя въ школы въ Вятскую семинарiю; 3) о присылке священно-церковно-служительскихъ детей оть осми до тринадцати летъ, грамоте и писать умеющихъ, въ Вятскую семинарскую контору для определенiя въ школу; 4) отъ 29 сентября 1767 г. — о присылке въ Славенолатинскую школу для обученiя священно-церковно-служительскихъ детей, какъ обучавшихся, такъ и необучавшихся россiйской грамоте въ твердость; 5) о взысканiи со священно-церковно-служителей за укрывательство ими детей своихъ отъ школьнаго ученiя денежнаго штрафа и о мерахъ ко взысканiю последняго». Интересно, Указы начальства в 18 веке исполнялись столь же «ретиво», как и в наше время?

История, о которой я узнала из документов, хранящихся в Государственном архиве Кировской области, даёт об этом некоторое представление. Действующие лица: Авраамий Артемьев (1718-1802) – поп при Рождественской церкви села Ижевского (Спасское тож); Василий Селиванский (1754-после 1810) – сын вышеназванного попа, в момент рассказа ему 14 лет; студент школы инфимы Вятской семинарии; Ефим (1749-1811) – старший сын попа Авраамия, дьячок в том же селе; крестьянин села Илгани – остался в истории безвестным; Кукарское духовное правление – грозная организация уездного масштаба, которая ревностно следила за пребыванием семинаристов в нужном месте и в строго нужное время; инфима (лат. infima, низший) - начальный класс в семинариях. В 18 веке полный курс семинарии мог занимать не менее 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов.

Итак, Василий, отпущенный из семинарии на зимние каникулы, не явился в срок обратно.

Вятская семинарская контора была начеку и учинила розыск: ОРДЕР из Вятской семинарской конторы в Кукарское духовное правление «Вятской семинарии школы инфимы студент Кукарского духовного правления села Ижевского Рождественской церкви попа Авраамия сын Василий Селиванский прошлого 1768 года декабря 16 дня за необходимыми его нуждами уволен был в дом сего 1769 году января до 8 числа. Но неведомо за какими причинами и по сие время в семинарию не явился. Того ради Кукарскому духовному правлению по получении сего Ордера выше писанного студента, не взирая ни на какие отговорки, в Вятскую семинарию выслать в самой скорости. А отца его, попа Авраамия, за таковое вторичное уже удержание, Кукарскому духовному правлению не оставлять без штрафа и Кукарскому духовному правлению о вышеписанном учинить по сему непременно». Кукарское духовное правление не осталось в стороне и тоже отреагировало: 1769 года февраля 13 дня Кукарского заказа села Спасского (Ижевское тож) священник Авраамий Артемьев по присланному из Вятской семинарской конторы в Кукарское духовное правление Ордеру отпущенного из семинарии на срок и жившем в доме его, священника, сыне его родном Василии Силванском в духовном правлении сказал: «Означенный его, священника, сын Василий Силванский по отпущению его из Вятской семинарии на время явился в дом к нему, священнику, прошлого 1768 года декабря 18 дня и находился его сын в доме его, священника, января до 15 числа сего 1769 года. Хотя и имел он, священник, намерение отослать его, Василия, в семинарию по праздновании Богоявления 6 дня, но только препятствовали тому великие из снегов метелицы; также и положенного о явке сыну его Василию в семинарию срока, то есть к 8 числу января, он, священник, не знал.    

Однако де вышепоказанного 15 числа января того своего сына Василия в Вятскую семинарию отослал с сыном же своим Ефимом, который Василия и довёз по лежащему до Хлынова тракту до деревни Мочалище. И как за неспокойной дорогой лошадь у него обессиленной пристала, то послал он, Ефим, помянутого Василия до Хлынова с едущим туды села Илгани крестьянином, а как его зовут не упомнил, а сам он, Ефим, поехал обратно в двор свой. Оной же крестьянин его, Василия, привёз ли в Хлынов, или где он, Василий, ныне находится - о том он, священник, не известен. И в сей сказке сказал он, священник, самую сущую правду. К сия сказке священник Авраамий руку приложил.»                        

Послесловие.

Действительно ли сказал тогда Авраамий правду или слукавил – история умалчивает. Однако заведённое на него дело после объяснения в Кукарской конторе сразу закрыли. Сын Вася не пропал, а остался жив и здоров. 19 мая 1777 года он благополучно окончил Вятскую духовную семинарию, школу риторики, «был уволен с аттестатом вовсе» и в том же году рукоположен в священника.
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно