"Жупел революции"

В Государственном музее политической истории России открылась выставка "Революция глазами художника", посвященная 110-летию первой русской революции. Она впервые полноценно знакомит зрителей с музейным собранием живописи, ручной и печатной графики, посвященной трагическим событиям 1905 – 1907 годов.

На вернисаже директор музея Евгений Артемов напомнил, что в 1919 году музей – предшественник ГМПИР начинался со сбора материалов о первой русской революции, в том числе произведений художников – ее свидетелей. Позже коллекцию пополняли произведения советских социалистических реалистов о 1905 годе, но ранний раздел выставки – самый интересный. В нем складывается образ революции как страдания, жестокости и непонимания участниками всего происходящего.

Куратор проекта Василиса Музыченко провела для нашей газеты короткую экскурсию. В центре выставки – два эскиза Владимира Маковского – "Женщина с ребенком" и "Мужской портрет" к картине "9 января на Васильевском острове". Художник был потрясен расстрелом мирной демонстрации, работал над полотном три года, оно было запрещено к показу и впервые выставлено только в 1922 году. К сожалению, из-за значительного размера сама картина не попала на выставку.

Самое знаменитое имя среди художников, изображавших революцию, конечно, Валентин Серов. Ему принадлежат динамичный эскиз "Разгон казаками демонстрантов", беглый, но по-серовски точный и выразительный карандашный набросок "Конвоирование арестованных" и сатирическая акварель "Виды на урожай 1906 года", где вместо колосьев в скирды сложены винтовки.

Музей впервые показывает рисунки "с натуры" передвижницы Екатерины Заруцкой-Кавос и Эдуарда Спандикова, впоследствии участника авангардной группы "Ослиный хвост", сделанные ими в 1906 году во время судебного процесса над Советом рабочих депутатов.

На выставке показано несколько десятков сатирических открыток времен первой русской революции. Чаще всего на защитников самодержавия. Выделим редкие французские издания "Свободу русскому народу, смерть дворянам" и "Мясорубка в Петербурге в январе 1905 года". Уже по названиям можно судить об отношении Европы к событиям в России.

Художник Евгений Соколов создал серию открыток с карикатурами на представителей всех политических партий того времени. "Октябрист" изображен в барском цилиндре, социал-демократ влез на фонарный столб, чтобы произнести речь, эсерка стреляет из пистолета, анархист готовит бомбу, у монархиста припасены за широким поясом два больших карающих меча.

Особое внимание вполне современным дизайном привлекает открытка, где изображен текст царского манифеста 17 октября с отпечатком кровавой ладони вместо подписи. Ее придумал художник Иван Грабовский, работавший для самого левого сатирического журнала того времени "Пулемет".

В 1905 – 1906 годах после ослабления цензурных запретов стали выходить подобные издания, но после трех-пяти номеров их закрывали. На обложке второго номера журнала "Жупел" напечатано знаменитое "Вступление" Бориса Кустодиева – смерть в виде гигантского скелета шагает по российским городам. После закрытия "Жупела" художник Евгений Лансере стал издавать журнал "Адская почта". В первом номере был опубликован его рисунок с ядовитым названием "Радость на небе нового Манифеста ради", на нем изображена толпа, явно не понимающая, что происходит. Третий номер "Адской почты" украсили произведения Бориса Кустодиева "Члены правительства". Это блестящие портреты, одновременно и карикатурные и изысканно-сдержанные, – Трепов, Столыпин, граф Игнатьев. Художник явно использовал опыт, полученный в качестве помощника Репина во время работы над картиной "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года".

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно