Необычную выставку с привычным названием "Память о войне: мысли и образы" представил Музей политической истории России. Пять петербургских художников поколения тридцатилетних, которые стали победителями специального конкурса, посвященного 70-летию Победы, выставили свои работы в музейном саду.
Как сообщила нашей газете Светлана Ходаковская, главный хранитель музея и автор идеи выставки, "меня интересовал совершенно конкретный вопрос, волнуют ли молодежь, молодых творцов проблемы войны. Признаюсь, ответов на объявленный в июне конкурс долго не было. Потом пришло сразу 10 предложений. Выбранные работы показывают, что художники, кстати, все с серьезным академическим образованием, серьезно относятся к вопросу борьбы и справедливости. Каждый отвечает на него по-своему".
Важным требованием к участникам конкурса было создание произведения не для стерильных музейных залов, а для общественного пространства, для случайного зрителя. Такие работы принято называть public art. "Память о войне" продолжила серию подобных выставок, которые музей организовал в 2009 – 2012 годах: "Образы советских вождей: Реальность. Утопия. Критика", "Л. Н. Толстой – вчера и сегодня", "Тайны города". Музей политической истории России пытается выйти за пределы собственных стен, дает возможность обществу поспорить с художниками, может быть, получить ответы, которые люди ищут. Как говорит Ходаковская, если музей "выходит на улицу", то, вспоминая тютчевские строки "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется", готов выслушивать и объяснять.
Все пять объектов расположены во впервые открытом для посетителей после реконструкции музейном сквере между особняками В. Э. Бранта и М. Ф. Кшесинской. По фотографиям воссоздана историческая планировка с прогулочными дорожками, воссоздан фонтан. В часы работы музея любой человек, проходя по улице Куйбышева, имеет возможность свободно зайти в сад, выбрать свой собственный маршрут. Посетитель избавлен не только от необходимости покупать билет, но и от решения вопроса, надо ли ему в данный момент идти в музей.
В инсталляции скульптора Дмитрия Федина "А. П. Маресьев" (на снимке) висят в воздухе спинки больничных кроватей и гипсовые лонгеты. Как сказал автор на открытии выставки, он стремился рассказать про всех, кто воевал в Великую Отечественную, попал в госпиталь и вернулся в строй. Художник Илья Овсянников признается, что серия из нескольких картин создана им под воздействием антифашистского романа Курта Воннегута "Мать Тьма". Кто виновен в ужасах нацистских концлагерей – те, кто отдавал бесчеловечные приказы, или те, кто их выполнял?
Александра Овчинникова в объекте "Инь-Ян" напомнила о древнем символе противоположностей. В прозрачном женском теле-манекене спрятано множество "детей". Кто-то в будущем станет сестрой милосердия, а кто-то пойдет безжалостно убивать.
"Неопределенность" Антонины Фатхуллиной – фигура человека из сваренных алюминиевых лент, которые выглядят трепещущими на ветру, – это образ современной информационно-политической войны, в условиях которой человек не в состоянии понять и осмыслить попадающий к нему вал противоречивой информации.
Финальная точка выставки – скульптура "Сердце" Алана Хатагты. Искалеченное, израненное сердце человека, измученного войной как физически, так и духовно. Сердце, помнящее тяготы войны, боль утрат, знающее великую цену Победы.