Государственный музей политической истории России расположен в центре Петербурга в старинных особняках эпохи модерна, принадлежавших балерине М.Ф. Кшесинской и лесопромышленнику В.Э. Бранту. Коллекция Музея насчитывает около полумиллиона экспонатов и охватывает период российской политической истории от времен Екатерины II до настоящего времени.
На втором этаже особняка Бранта располагается Детский исторический музей (ДИМ). ДИМ – это специально созданные экспозиционные пространства: Кабинет историка, Гимназия, Земская школа, где дети в игровой форме знакомятся с историей своей страны и своего города. Детский исторический музей проводит интерактивные музейно-педагогические занятия и праздничные программы для учащихся 1-7 классов.
Особняк М. Кшесинской.
Архитектор А. фон Гоген, 1904-1906 гг.
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904-1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном (по его проекту в Санкт-Петербурге был возведен также Музей А. Суворова в 1901-1904 гг.). Здание особняка Кшесинской привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием форм и богатой палитрой отделочных материалов; оно является своего рода эталоном стиля модерн. М. Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью и в то же время виртуозной техникой и классической законченностью. В это время, когда она была хозяйкой особняка, в нем бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века как Ф. Шаляпин, А. Павлова, С. Дягилев и др. Посещали его и великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович Романовы. Близость М. Кшесинской к членам царской семьи заставляет ее в дни Февральской революции 1917 г. покинуть особняк (в 1920 г. Кшесинская навсегда уезжает из России). Его занимают солдаты Петроградского бронедивизиона, а затем в его помещениях разместился ряд революционных общественных организаций. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. Ленин, члены ЦК И. Сталин, Г. Зиновьев и др. В ходе июльского кризиса 1917 г. большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.
После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С. Кирова. В декабре 1954 г. Исполкомом Ленсовета был решен вопрос о размещении в особняке Кшесинской Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. был переименован в Государственный музей политической истории России. Центральное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира (вставки из искусственного мрамора, хрустальные люстры и бра, паркет и зеркала).
Вы имеете уникальную возможность воспользоваться сохранившимися интерьерами особняка - жемчужины русского модерна для проведения мероприятий. Это конференции, семинары, презентации, концерты, вечера, экскурсии, большой выбор праздников для детей и эксклюзивные программы для взрослых. Белый зал оснащен звуковой аппаратурой, имеет прекрасные акустические возможности.
По вопросам проведения мероприятий пишите на почту электронную (e-mail: info@polithistory.ru).
Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта построен в 1909-1910 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора конца XIX- начала XX вв. Романа Федоровича (Роберта Фридриха) Мельцера.
По проектам Р. Мельцера в нашем городе были также возведены особняк В. Кочубея (Фурштатская ул., 24, 1908-1910) и дворец великого князя Михаила Александровича (Английская наб., 54\ Галерная ул., 55, 1912-1913). Эти здания, как и особняк В. Бранта, можно с уверенностью причислить к выдающимся достижениям архитектуры Санкт-Петербурга эпохи модерна. Владелец особняка, В. Брант, являлся управляющим торговым домом "Брант Э.Г. и Ко", потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга, членом совета Петербургского учетного и ссудного банка. Он специализировался на торговле лесом, состоял членом правления Товарищества Беломорского лесного завода и директором Товарищества Кемских лесопильных заводов. В 1917 г., сразу после революции, В. Брант уехал из России, а в его особняке был открыт детский интернат. В 1918 г. часть комнат особняка занимал М. Калинин, находившийся в то время на посту комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. Впоследствии здесь разместился городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк В. Бранта - часть музейного комплекса. В особняке Бранта сохранились парадный вход, главная мраморная лестница, необычайной красоты дубовая лестница с витражами. Стены украшены барельефами античной тематики.
В 1955-1957 гг. особняки были соединены в один комплекс (адрес: ул. Куйбышева, 2-4; вход с Кронверкского проспекта).
Современный облик Музея политической истории России создан благодаря архитектурному проекту Николая Николаевича Надёжина (1929-2005 гг.), Заслуженного архитектора Российской Федерации (1992 г.). «Встройка» нового здания с устройством вестибюля и главных залов объединила особняки М. Кшесинской и В. Бранта, тактично вписавшись в историческую ткань города.
Решение о реконструкции возникло вместе с переименованием Государственного музея Революции в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в июне 1955 г. На принципиально новой основе формировалась полномасштабная экспозиция, размещённая в 36 залах.
«Встройка» стала первой самостоятельной творческой работой молодого архитектора Николая Надёжина. Он вспоминал, что перед ним стояла «интересная и увлекательная задача так же, как и соревнование с блестящими архитекторами начала XX века А.И. фон Гогеном и Р.Ф. Мельцером — авторами этих особняков». Все интерьеры встраиваемого здания: вестибюль, парадная лестница, основные залы, рисунки дверей, полов и деталей были выполнены по чертежам Надёжина. Строительство проходило при его постоянном надзоре.
К сорокалетию Великого Октября, 5 ноября 1957 г. состоялось торжественное открытие экспозиции в новом помещении. Музей с этого момента до 19 апреля 2013 года был открыт со стороны улицы Куйбышева.