В Музее политической истории России состоялся научно-практический семинар "Музей политической истории России: четверть века с Детским музеем". В течение двух дней, 5-6 апреля 2019 г., музейные сотрудники из разных уголков России – от Пскова до Чукотки – обсуждали новые методы музейной педагогики и работы с детьми. Семинар прошел на двух площадках – в главном здании ГМПИР на ул. Куйбышева, 2-4, и на территории Детского музейного центра исторического воспитания на Болотной ул., 13.
2019 год – год 100-летия Государственного музея политической истории России. Из них 25 лет в музее работает Детский исторический музей (ДИМ) – одна из первых в стране детских музейных площадок, ориентированная на приобщение юного поколения к историко-культурному наследию России. За четверть века в музее накоплен большой опыт работы с детской и подростковой аудиториями, созданы и успешно функционируют музейно-педагогические технологии. Осмыслению этого опыта был посвящен научно-практический семинар.
В семинаре приняли участие более 70 специалистов - музейных сотрудников, педагогов, журналистов. На семинаре обсуждались вопросы трансформации детских музеев в современных условиях, интеграция «детских» и «взрослых» музеев, возможности и пределы мультимедийных средств, принципы работы с подростками в музейном пространстве и многие другие.
Первый день семинара прошел на площадке Государственного музея политической истории России и Детского исторического музея (ул. Куйбышева, 2-4). Пленарное заседание началось с вступительного слова генерального директора Государственного музея политической истории России, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры Евгения Григорьевича Артёмова. Евгений Григорьевич рассказал о том, как зарождался Детский исторический музей - пионер детского музейного движения. В условиях, когда детской педагогике еще приходилось отстаивать свое право на существование, сотрудники ДИМа изучали опыт зарубежных коллег, искали новые формы работы с детьми, создавали первые ассоциации музейных педагогов. В те же годы был реализован смелый проект превращения ленинского мемориала на Болотной, 13, в Детский музейный центр исторического воспитания, напомнил Артёмов.
Сейчас ДИМ - состоявшийся и авторитетный детский музей, признанный педагогами, родителями и, конечно, детьми, и теперь уже Европа изучает наш опыт. "Мы добились возвращения школьников в музей, но появились новые сложности. Как сделать так, чтобы школа была заинтересована в музее не меньше, чем музей в школе? Как грамотно совместить мультимедиа, подлинный экспонат и живое слово педагога? Предлагаю затронуть на семинаре эти и другие вопросы", - сказал Евгений Григорьевич. Он пожелал всем участникам семинара плодотворной работы, новых творческих находок и успехов. "Перемены в обществе происходят тогда, когда происходят перемены в воспитании детей", подчеркнул директор музея.
Наталья Петровна Баранова - кандидат педагогических наук и заведующая отделом музейной педагогики музея - вспомнила о людях, которые стояли у истоков создания Детского исторического музея в 1994 году. Это Евгений Григорьевич Артёмов, Елена Владимировна Кудрявцева, Натэлла Алексеевна Петровская, Ирина Петровна Желобанова и Полина Григорьевна Лебедева. Затем Наталья Петровна рассказала о том, как развивался Детский исторический музей на протяжении этих 25 лет, и что представляет собой современный ДИМ. Сейчас его музейно-педагогические пространства - это особая, специально спроектированная историческая среда, где дети в игровой форме получают первые исторические знания. Здесь они "переживают" историю сквозь призму мира детства своих ровесников из прошлого. Пространства способны к трансформации: так, кабинет гимназии XIX века может стать классом блокадного времени или советской школой 1960-х гг. В пространстве "земской школы" проходит самое востребованное занятие для младших школьников "Где учился Филипок".
Елена Борисовна Медведева, кандидат исторических наук и главный редактор журнала «Музей», рассказала о проблемах и вызовах, с которыми сталкиваются детские музеи в Европе и в США. По ее словам, детские музеи внесли большой вклад в развитие новых экспозиционных решений для «взрослых» музеев, предложив новые интерактивные подходы и технологии. Со временем выяснилось, что все это оказалось востребовано у взрослых посетителей. Теперь европейские коллеги ищут новые подходы. «Сегодня детскому музею, если он не хочет скатываться в коммерциализацию, необходимо искать новые способы производства смыслов, и Россия тоже нуждается в этом опыте», - сказала Медведева. Она рассказала об опыте работы Международной ассоциации музеев для детей «Hands On!».
По мнению ведущего методиста по музейно-образовательной деятельности Русского музея кандидата искусствоведения Алексея Григорьевича Бойко, экспозицию Детского исторического музея в ГМПИР надо рассматривать в контексте основной музейной экспозиции, которая сочетает в себе «научно-историческую фундаментальность и гигантский дискуссионный потенциал», побуждает к осмыслению прошлого и заново прочитывается на каждом новом этапе истории. Бойко считает, что ГМПИР оказался в числе самых передовых музеев, создав консенсус фундаментальной науки и образовательной практики.
Коллеги из Музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории религии, Музея-заповедника «Царицыно», Чаунского краеведческого музея поделились своим опытом работы с детской и подростковой аудиторией. Елена Николаевна Коробкова, заведующая кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кандидат педагогических наук, рассказала о новых образовательных форматах в сотрудничестве музея и школы. Юлия Юрьевна Мацкевич, руководитель направления музейно-проектной деятельности Ассоциации менеджеров культуры, представила опыт межмузейного фестиваля «Детские дни в Петербурге». Представитель бюро «АртТерра», кандидат филологических наук и куратор музейных проектов Олег Рудольфович Николаев поделился своими размышлениями на тему диапазона интерактивности в экспозиционном пространстве детского музея
Во второй половине дня участники семинара познакомились с музейно-педагогическими практиками МПИР. В экспозициях музея их представила Елена Анатольевна Лысенко, заведующая экскурсионным отделом и кандидат исторических наук, а на площадках Детского исторического музея - музейные педагоги. После этого все желающие смогли поделиться впечатлениями и задать вопросы в рамках "свободного микрофона".
6 апреля участники семинара собрались в Детском музейном центре исторического воспитания (Болотная ул., 13). Здесь они узнали, как создаются и проводятся музейно-педагогические занятия в ДМЦИВ, а затем посмотрели фильм «Дом, где живет история», созданный к 20-летию Детского музейного центра.
Фотоотчет о событии
смотрите здесь.