Революционный роман

20.07.2018
Главное здание музея
Все выставки и экспозиции
Выставка

Описание

К юбилею со дня рождения известного писателя, критика и идеолога революционного движения Николая Гавриловича Чернышевского в атриуме музея открылась мини-выставка, на которой представлено первое издание его романа "Что делать?". Произведение было запрещено в России и впервые вышло отдельной книгой в Женеве в 1867 году. Кроме книги, на выставке вы увидите страницы из первой ученической тетради будущего писателя и разрешение на свидание заключенного Чернышевского с женой.

Писатель родился 24 (12) июля 1828 г. в Саратове в семье священника и до 14 лет получал домашнее образование под руководством отца. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, а через три года, не закончив ее, − в Петербургский университет. Именно в студенческие годы формируется тот Чернышевский, который вскоре станет известен всей России − убежденный материалист и социалист, автор культового для нескольких поколений революционеров − от народовольцев до большевиков − романа «Что делать?».

Свое знаменитое произведение Чернышевский создал всего за несколько месяцев, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В 1861 - 1862 годах Чернышевский был идейным вдохновителем революционной народнической организации «Земля и воля», в документах тайной полиции его называли «врагом Российской империи номер один». В июле 1862 года писатель был арестован. Его обвинили в связях с русскими революционерами-эмигрантами и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон...». В прокламации, созданной под впечатлением от Манифеста 19 февраля 1861 года, Чернышевский объяснял половинчатость реформ и призывал бороться за подлинную свободу крестьян.

Через два года за сочинение «возмутительного воззвания» и «злоумышление к ниспровержению существующего порядка» Н. Г. Чернышевского приговорили к семи годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Перед ссылкой он подвергся гражданской казни, которая состоялась на Мытнинской площади в Петербурге. Повесив на грудь Чернышевского доску с надписью «Государственный преступник», его возвели по ступеням на эшафот. Писателя поставили на колени, палач сломал над его головой шпагу в знак лишения всех прав состояния.

В 1889 году, после долгих 27 лет тюрьмы, каторги и ссылки он смог вернуться в Саратов. Но здоровье писателя было подорвано, в этом же году он тяжело заболел малярией. Чернышевский скончался 29 (17) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Впервые роман «Что делать?» был опубликован в №3-5 журнала «Современник» за 1863 год. (Чернышевский был одним из создателей и редакторов журнала.) Произведение чудом пропустила цензура, приняв историю о «новых людях» за обычную семейную драму. Вскоре власти опомнились и запретили роман. Крамольные номера журнала были изъяты, но поздно: книга успела произвести эффект разорвавшейся бомбы в общественной жизни России. В течение последующих 40 лет ее распространяли в нелегальных рукописных копиях и читали в зарубежных изданиях. Впервые отдельной книгой «Что делать?» издали российские эмигранты в Швейцарии в 1867 году. Один из экземпляров первого издания хранится в нашем музее. Цензурный запрет с романа был снят только в 1905 году, когда началась Первая русская революция.

Увлеченный идеями французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Чернышевский познакомил с ними широкую публику в России. В романе «Что делать?» он описал швейную мастерскую, созданную главной героиней Верой Павловной на принципах коммуны, в которой швеи трудились вместе для взаимной выгоды, а прибыль распределялась между ними поровну. Многие восприняли книгу как руководство к действию: в России стали появляться производственные артели по образцу швейной мастерской Веры Павловны.

Чернышевский был уверен - новое социальное устройство невозможно без эмансипации женщин. Эта тема стала в романе «Что делать?» одной из ключевых. По российскому законодательству того времени женщина не могла действовать свободно: для устройства на учебу или работу требовалось согласие родителей, мужа или опекуна. Это препятствие можно было обойти, заключив фиктивный брак, после которого муж «освобождал» жену. Именно такую «новую семью» описал Чернышевский. Роман он начал со слов: «Посвящается моему другу О. С. Ч.». Это инициалы Ольги Сократовны Чернышевской, жены писателя.

«Что делать?» вызвал как бурю восторгов, так и резкую критику со стороны современников. Анархист Петр Кропоткин считал, что книга «с художественной точки зрения не выдерживает критики», но «сделалась своего рода знаменем для русской молодежи». Роман ругали за отсутствие художественных достоинств и тяжеловесный стиль, но это не помешало ему стать одной из самых влиятельных книг в России XIX века.

На экспозиции «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX вв.» (залы №10 - 11) вы можете увидеть копию прокламации, которая стала уликой в деле Н. Г. Чернышевского, фрагмент его кандалов и познакомиться с историей революционного движения. Женскому движению в России и деятельности первых российских феминисток посвящена выставка «Женщины и революция» (зал № 7 - 8).
_______________________________________________

Цикл выставок одного экспоната знакомит с раритетами из коллекции Государственного музея политической истории России и новыми поступлениями. Мы показываем предметы, которые редко выставляются для публики, но могут многое рассказать о важных исторических событиях, ярких личностях, о памятных и юбилейных датах.

публикация от: 18.07.2018 в 15:33
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно