Описание
Название выставки в формате дореволюционной орфографии дословно воспроизводит сохраненное стенограммами заседаний Государственной думы Российской империи приглашение занять ее трибуну для очередного выступления Петру Аркадьевичу Столыпину – герою нашей выставки. Она открывается в дни 160-летия одного из величайших государственных деятелей отечественной истории.
Заголовок определяет основную особенность выставки, ее нерв. Мы поставили перед собой задачу не столько еще раз вспомнить основные вехи жизни Столыпина, сколько дать ему возможность в режиме прямой речи обратиться к нам со словами, не потерявшими актуальности. Именно поэтому фрагменты думских выступлений занимают на выставке равноправное место с экспонатами, помогая глубже понять и осмыслить этапы яркой политической биографии героя.
Начало выставки посвящено встречным баталиям Столыпина и бунтующего депутатского корпуса двух первых Государственных дум, «дум народного гнева», в условиях открытой революционной борьбы с самодержавным строем в 1906–1907 годы. «Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет», – слова Столыпина как нельзя лучше характеризуют это противостояние. Конкретно его исторический смысл раскрывают уникальные, острые по содержанию сатирические открытки. Так, злая карикатура на действия полиции во время погромов в Белостоке 1–3 июня 1906 года является одновременно и ответом Столыпину на его выступление в I Государственной думе 8 июня того же года. Тогда он охарактеризовал деятельность полиции как «порядок, необходимый для развития самых широких реформ».
Две карикатуры посвящены скоротечному роспуску I Государственной думы, не добившейся поставленных целей: широкой политической амнистии, отмены смертной казни, расширения политических свобод. На одной из карикатур Столыпин (получивший в день роспуска Думы новую должность Председателя Совета министров) в «Карательном блиндированном автомобиле» раскрывает свой план, как не допустить левых депутатов к выборам в следующую Думу.
Апогеем вооруженной борьбы с правительством стал теракт на городской даче Столыпина на Аптекарском острове в 1906 году. Теракт организовали эсеры-максималисты, самая экстремистская революционная партия в России того времени. Взрывы были произведены с помощью двух мощных самодельных бомб, изготовленных в подпольных мастерских Боевой технической группы при ЦК РСДРП. Жертвами теракта стали десятки людей, пришедших на прием к Столыпину. Сам он случайно не пострадал. Страшные последствия теракта зафиксированы на экспонируемых фотографиях, сделанных в первые часы после взрыва.
События на Аптекарском острове послужили для Столыпина поводом к введению (в порядке междумского законодательства) военно-полевых судов, выносивших приговор по ускоренной схеме судопроизводства. Два документа, обгорелых по краям в ходе разгрома полицейских архивов в феврале 1917 года – часть большой музейной коллекции документальных свидетельств о проведении казней согласно смертным приговорам военно-полевых судов.
С открытием заседаний II Государственной думы противостояние Столыпина с думскими депутатами только усилилось. Именно в ходе скандальной полемики с левыми депутатами родилось вошедшее в историю гневное столыпинское «Не запугаете!» в адрес тех, кто требовал от правительства поднять «Руки вверх!». Текст фрагмента выступления представлен в материалах выставки.
Видное место отведено материалам о проведении разработанной Столыпиным аграрной реформы. В фондах музея сохранились негативы фотодокументов о создании собственных хуторов вышедшими из общин крестьянами и о переселенцах, осваивавших пустовавшие земли на востоке страны. Уникальные материалы удалось выявить при очередном обращении к известной коллекции цветных фотографий, созданных в начале ХХ века Сергеем Прокудиным-Горским. Запечатленные им в 1911 году виды переселенческого хутора, поликлиники для переселенцев и скромной православной часовни в Голодной степи Туркестанского края украсили небольшую выставку музея.
На выставке также представлены материалы о памятниках Столыпину, сооруженных в России как вскоре после его убийства 14 сентября 1911 года, так и в недавнее время, в связи с150-летним юбилеем со дня рождения. Свидетельством глубокого уважительного интереса к усилиям реформатора и патриота России по модернизации страны в начале ХХ века стала и данная выставка.