Экспресс-выставка из цикла
"Путь к Победе. Сопротивление" посвящена людям, прошедшим «дорогой смерти» концентрационных лагерей нацистской Германии. В числе экспонатов выставки – рисунки, сделанные в концлагерях художниками Александром Ханько и Семеном Подорожным, букет цветов, подаренный Александре Тверитиновой в лагере Руалье членами французского Сопротивления, памятная медаль участника итальянского движения Сопротивления Анатолия Тарасова, макет радиоприемника, смонтированного узниками Бухенвальда в 1943 году.
В концлагерях Третьего рейха в годы Второй мировой войны погибли миллионы людей. Гитлеровская Германия создала сеть лагерей, ставших машинами организованного физического уничтожения целых народов. Нацистские преступления в концлагерях не знали границ, были опрокинуты все общепринятые гуманитарные нормы, сведена к нулю ценность человеческой жизни. В лагерях широко практиковались бесчеловечные медицинские эксперименты и опыты. Рабский труд, прибыль от которого являлась одним из главных источников дохода немецкой промышленности, превратился в средство уничтожения узников «фабрик смерти».
В нечеловеческих условиях концентрационных лагерей заключенные демонстрировали удивительные примеры проявления солидарности, взаимопомощи и доброй воли. Освободительное движение в лагерях объединяло и сплачивало людей разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений. Несмотря на неусыпный контроль лагерной администрации, создавались интернациональные подпольные антифашистские организации, налаживалась и укреплялась связь между лагерями. Формы сопротивления были самыми различными: от помощи больным и обессиленным до саботажа, диверсий на производствах, подготовки побегов и организации вооруженных восстаний. В некоторых лагерях удавалось налаживать выпуск подпольных газет.
Герои выставки, оказавшись в этих ужасных условиях, сумели сохранить человеческое достоинство, силу духа и продолжить борьбу против нацизма, когда сопротивление казалось невозможным.
Художник Александр Ханько создал серию зарисовок из лагерной жизни. В 1943 году он оказался на оккупированной территории и за участие в подпольной работе был отправлен в Бухенвальд. Ханько успел взять с собой бумагу и карандаш, и рисовал все, что происходило вокруг. Художник принял активное участие в восстании 11 апреля 1945 года в Бухенвальде, когда узники под руководством интернационального подпольного центра смогли взять полный контроль над лагерем.
Еще один художник – Семен Подорожный - стал свидетелем пыток и смерти многих узников в концлагере Маутхаузен. В ночь на 18 февраля 1945 года нацисты замучили до смерти 500 заключенных, в том числе генерал-лейтенанта инженерных войск Красной Армии Карбышева: после зверских пыток людей поливали ледяной водой на морозе. Эти и многие другие ужасы Маутхаузена художник зафиксировал в серии рисунков «Зарисовки концлагеря». Их спрятали и помогли сохранить солагерники и друзья Подорожного – члены испанского движения Сопротивления.
О другой форме борьбы рассказывают материалы рядового Красной Армии Анатолия Тарасова, которого называли «русским гарибальдийцем». Попав в плен в начале войны, он был отправлен на принудительные работы в Германию, позже – в Италию, смог бежать и продолжил борьбу с оккупантами в рядах итальянского партизанского движения Сопротивления.
Александру Тверитинову начало войны застало в Париже, здесь ее арестовали и отправили в лагерь Форт де Роменвиль. Александра Марковна прошла через множество лагерей на территории Франции, выжила и обрела свободу. В 1946 году она приехала в СССР в поисках мужа, который в 1939 году как нежелательный элемент был выслан из Франции и вскоре арестован в Москве по подозрению в шпионаже. Поиски результатов не дали, а Тверитинова осталась в СССР до конца жизни. В 1960 году она написала биографическую повесть «Форт Роменвиль», в которой рассказала о пережитом, о времени, проведенном в заключении, о членах французского движения Сопротивления, которым активно помогала, находясь в лагере.
Для участников подполья было важно установить информационные каналы связи. В марте 1943 г. в Бухенвальде советские военнопленные Лев Драпкин, Александр Лысенко и Вячеслав Железняков смогли подпольно собрать радиоприемник. В каждом блоке концлагеря держали мазь для чистки деревянной обуви заключенных. Радиоприемник укладывали на дно ведра, а поверх него ставили крышку с мазью. С помощью приемника заключенные получали сводки Совинформбюро, которые затем записывали и распространяли в лагере.
Выставка "Узники нацистских концлагерей: герои, свидетели, жертвы" открыта в атриуме музея.