Ослабление в конце 1980-х – начале 1990-х годов духовных и морально-этических устоев общества, а также резкое сокращение форм организованного досуга детей подтолкнуло музей к поиску и разработке новых форм работы с детско-юношеской аудиторией, освоению новейших музейно-педагогических технологий. Так родилась идея создания одного из первых в России Детского исторического музея (ДИМа) - своеобразной ипостаси взрослого исторического музея, творчески адаптированного музейными педагогами для детского восприятия. ДИМ существует как пространство свободного и естественного общения ребенка с музеем, с историческими источниками, с памятниками культуры. Это музейная среда, в которой "экспонаты трогать руками разрешается", а процесс формирования исторического сознания юного посетителя здесь становится закономерным итогом воспитания историей и самостоятельной работы интеллекта и чувств.
Зная из опыта, что в музеях наибольшее любопытство и живой интерес у детской и молодёжной аудитории вызывают типологические историко-бытовые комплексы, на основе музейных коллекций были созданы музейно-педагогические пространства. Среди них: "Земская школа" и "Старая гимназия" второй половины XIX века, а также "Кабинет историка" - своеобразная кладовая древностей, наполненная различными видами музейных предметов. Своих юных посетителей в эти исторически достоверные пространства музей вводит на правах активных участников.
Многолетний опыт существования Детского исторического музея (он был основан в 1994 году) доказал, что здесь каждому посетителю помогают приобрести опыт личного соприкосновения с реалиями истории и культуры, выработать собственное отношение к историческим событиям, включиться в исследовательскую работу, научиться "читать" информацию и послания, заложенные в музейных экспонатах.
"Раньше я считал, что самая интересная история – это история Древнего Рима. А теперь я знаю, что самая интересная история - это история России XIX-XX веков…". Эти строчки из отзыва петербургского школьника после посещения Детского исторического музея – дорогая и заслуженная оценка, данная юным посетителем нашим музейным педагогам.