Историко-политический музей XXI века: мечта, которая становится реальностью
Музейные предметы, объединённые единым замыслом в экспозиционное пространство, могут подарить посетителю миг исторического прозрения, дать возможность составить собственное представление о моральном и аморальном, допустимом и неприемлемом в системе взаимоотношений общества и власти. Прикосновение посетителей музея к культурно-историческому наследию России способствует выработке критически объективного взгляда на прошлое, без глумления над жизнью старших поколений, без отождествления отношения к государству - политическому институту и к государству - Отечеству.
Успех у публики достигается с помощью применения новых подходов к созданию экспозиций, освещающих злободневные и противоречивые проблемы российской истории.
Даже в трудные 1990-е годы в условиях почти полного отсутствия финансирования научный коллектив не ослаблял своего творческого поиска. Результатом явилось создание целого ряда новаторских экспозиционно-выставочных проектов. На экспозиции "Воспоминание о будущем? Россия в 1917-м и начале 1990-х гг." впервые в музейной практике был применен метод исторических параллелей, который до этого использовали в основном публицисты. Сопоставление двух переломных кризисных эпох способствовало лучшему пониманию посетителем реалий как прошлого, так и современности. Выставка-инсталляция "Кто убил Николая II?" создавалась в 1998 году как юбилейный проект к 80-летию гибели семьи последнего российского императора и торжественному перезахоронению их останков в Петропавловском соборе и не планировалась для длительного экспонирования. Однако неожиданно даже для авторов она стала чемпионом по посещаемости среди других экспозиций ГМПИР, и по настойчивым просьбам посетителей, особенно учителей и преподавателей, ее работа несколько раз продлевалась. В результате выставка функционировала почти пять лет и пользовалась неизменным успехом у гостей музея.
На рубеже веков, когда особую актуальность приобрела тема фаворитов при слабой верховной власти, музейщики взялись за совершенно необычный проект "Дьявол или пророк? Г.Е. Распутин в судьбе России". Имея в коллекции ряд раритетов, связанных с этой неоднозначной личностью и пополнив их архивными разысканиями, авторы сумели создать оригинальное музейное произведение, где главным стал анализ феномена распутинщины как социального явления. Выставка несколько лет демонстрировалась на основной площадке музея, а ее "разъездной вариант" с успехом был показан в ряде российских городов.
В деятельности ГМПИР уже стали традиционными выставки-биографии, героями которых становились государственные, политические деятели и реформаторы императорской, советской и постсоветской России: А.А. Аракчеев, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, А.Ф. Керенский, Л.Д. Троцкий, А.Н. Косыгин, А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова и другие.
В последние десятилетия музейные выставки экспонировались не только во многих городах России, но и некоторых странах Европы, Азии и Латинской Америки: в Финляндии, Польше, Италии, Норвегии, Германии, Великобритании, Югославии, Вьетнаме, Афганистане, Северной Корее и Никарагуа.
Особое место в собирательской и выставочной деятельности музея в последние годы занимала тема политических репрессий. Создав полноценную коллекцию материалов об одной из самых трагических страниц советской истории, музей своими выставками активно напоминает обществу, что есть события, которые надо помнить вечно, чтобы не допустить их повторения. Без сохранения памяти о беспрецедентных преступлениях сталинского режима будущим поколениям не построить гражданского общества. Тема политических репрессий не может и не должна оставаться в архивах КГБ-ФСБ. В стране без правдивой истории место правды начинают занимать мифы. Музейные коллекции позволяют пролить свет на подобные не до конца ещё открытые страницы истории. В настоящее время работа над этой тематикой значительно углубилась содержательно и расширилась географически.
Новые акценты в раскрытии темы истории политических репрессий появились в деятельности ГМПИР, когда в 2004 году приказом министра культуры Российской Федерации в состав музея на правах филиалов были включены государственные мемориальные комплексы (ГМК) «Медное» под Тверью, и «Катынь» под Смоленском. В центре внимания созданных в мемориалах экспозиций находились судьбы тысяч репрессированных и уничтоженных в годы сталинского террора советских людей, принадлежавших к различным социальным категориям, а также тысяч польских военнопленных, безвинно расстрелянных по сталинскому приказу весной 1940 года.
В 2011 году новым распоряжением Министерства культуры РФ ГМК «Медное» и «Катынь» были переданы в качестве филиалов Центральному музею современной истории в Москве, но в них остались новые экспозиционные и выставочные пространства, созданные за эти годы с помощью научного коллектива нашего музея.
В настоящее время хронологические рамки коллекции ГМПИР охватывают период российской истории, начиная от царствования Екатерины II и до самых последних событий политической жизни сегодняшней России. И ее формирование не прекращается ни на один день. Иначе говоря, Государственный музей политической истории России – это современный историко-политический музей с открытым финалом.
Российскому обществу небезынтересно и небесполезно, начав отсчёт времени ХХI столетия, оглянуться на пройденный страной путь. Оглянуться и попытаться понять, чем жили и о чём мечтали наши предки, что было главным, определяющим в настроении многих поколений российских людей. Исторический музей подобен сценаристу, обладающему высокой степенью ответственности перед обществом. Он – активная социальная структура общества. Он сам вбирает в свою коллекцию из контекста эпохи свидетельства наиболее значимых событий, сам составляет список действующих лиц и пишет сценарий для своего музейного спектакля, режиссёром которого выступает История.
Без политической культуры всего социума, вне идеи воспитания в политике обществу остаются только две альтернативы: деспотизм или охлократия. Ни тот, ни другой путь, как представляется, не могут стать выбором современного российского общества.
Именно поэтому главная миссия музея состоит в том, чтобы способствовать формированию политической культуры россиян средствами музейной коммуникации.
Накопленный за последние десятилетия разносторонний опыт позволил научному коллективу музея реализовать проект, не имеющей аналогов в России, уникальной по содержанию и оригинальной по образному решению экспозиции - "Человек и власть в России в XIХ - XXI столетиях". Новая масштабная экспозиция, открытие которой после почти десятилетней напряженной работы состоялось в апреле 2013 года, призвана играть роль своеобразного «ядра» всей системы действующих сегодня и вновь формируемых музейных экспозиций и выставок.
Есть основания полагать, что создание этой экспозиции стало началом принципиально нового этапа в судьбе музея, открыло новую главу в его истории.