В музее открылась
выставка «Слово каждое – снаряд». Выставка посвящена политической частушке ХХ века. Посетители увидят редкие издания частушек 1920-40-х годов, произведения декоративно-прикладного искусства, графику и скульптуру, предметы крестьянского и колхозного труда и быта. На выставке также представлены куклы начала ХХ века в русских национальных костюмах, наличник с дома Григория Распутина, портреты Ленина на ткани и агитационных платках 1920-х годов. Посетители услышат уникальные аудиозаписи, а также смогут купить выпущенный музеем сборник общественно-политической частушки прошлого века.
На открытии выставки состоялось представление фольклорного ансамбля «Радуйся», участники которого исполнили частушки разных лет. В народных и литературных частушках нашли отражение важнейшие политические события – войны, реформы и революции. Как рассказала на открытии выставки первый заместитель директора Музея политической истории России по научной работе Елена Лысенко, в музее собрана богатая коллекция материалов, которые связаны с этим видом народного творчества. В числе уникальных экземпляров - сборники частушек, которые издавались на заре советской власти, а также сборник частушек хора ветеранов КПСС.
Это не первый музейный опыт работы создания выставки на основе фольклорного материала. В 2018 году в музее состоялась выставка «Я расскажу вам анекдот…».
«Частушка – предшественница политического анекдота, –
отмечает Елена Лысенко. – В процессе урбанизации вместе с сельской и крестьянской культурой в прошлое уходила и частушка, а ей на смену приходил политический анекдот». Слово «частушка» происходит от глагола «частить», то есть говорить или петь быстро. Еще в конце XIX века появляется типовая форма частушки как песенки на несложный мотив, обычно из одного четверостишия. Частушки всегда отсылают к тому, что происходит здесь и сейчас, к актуальным событиям, волнующим исполнителя и слушателей.
К примеру, вот частушка начала ХХ века, посвященная Государственной думе:
Дума в Питере сидит, Важно заседает, Про мужицкие нужды Ничего не знает А вот частушка про лидера большевиков:
Куплю Ленина портрет, Золотую рамочку, – Вывел он меня на свет, Бедную крестьяночку. Научные сотрудники музея создавали не фольклорную и не этнографическую выставку, но выставку о политической истории России, подчеркивает Елена Лысенко. Среди основных мотивов текстов частушек в ХХ веке – уход на фронт, события Гражданской войны, аграрные и культурные преобразования, внедрение новой сельскохозяйственной техники, полет в космос. В частушках создавались яркие портреты лидеров государства, ловко подмечалась разница между официальной идеологией и действительностью, обыгрывались пропагандистские лозунги.
Популярность и доступность этого жанра фольклора использовали различные политические силы. В СССР основным заказчиком пропагандистской частушки было государство. Идеологически правильные частушки должны были формировать позитивный взгляд на политику властей, способствовать укреплению патриотических настроений.
Исследование частушки было важно для анализа настроений в народе, особенно в деревне. Этой работой занимались Институт литературы АН СССР, Институт этнографии АН СССР, Всесоюзный дом народного творчества. В 1930-е годы фольклорные экспедиции были прерваны из-за большого количества антиколхозных, «кулацких» и просто хулиганских частушек. Собранные материалы были изъяты, сборники частушек подвергались цензуре, запрещались. Некоторые из представленных на выставке частушек десятилетиями хранились в государственных и частных архивах.
Выставка будет работать до 1 марта 2023 года.
Партнеры выставки: Музей театрального и музыкального искусства, Российский государственный архив кинофотодокументов, Телерадиокомпания «Петербург», Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Фольклорный ансамбль «Радуйся».