В Музее политической истории России открылась выставка «ПолитФарфор» из фондов музея
Представлены как образцы агитационного фарфора, которые давно стали классикой советского искусства, так и поздние изделия, не знакомые широкой публике.
Вскоре после революции 1917 года советская власть поставила перед художниками Государственного фарфорового завода в Петрограде и других предприятий задачу: создать новую посуду — «революционную по содержанию, совершенную по форме, безупречную по техническому исполнению», а также произведения мелкой пластики, показывающие нового человека новой страны. Социальный заказ был успешно выполнен, но массовому производству агитфарфора помешала нехватка кадров, оборудования и сырья. Малотиражные изделия стали отправляться на экспорт, были предметом коллекционирования как в стране, так и за рубежом. Позже появились изделия неутилитарного характера, которые обычно изготавливались к юбилейным датам в истории страны.
Как рассказал нашей газете Алексей Бойко, куратор выставки, старший научный сотрудник музея, показаны изделия, созданные от начала 1920‑х до конца 1980‑х годов, произведенные, за небольшими исключениями, на Государственном (впоследствии — Ленинградском) фарфоровом заводе. На некоторых юбилейных вазах стоит штамп «Вне сорта», то есть высшая оценка мастерства художника. Коллекция начала формироваться с первых лет существования Музея революции, как он тогда назывался. Сейчас в его собрании находится более 200 произведений «политфарфора» разных лет, одна треть представлена на выставке.
Она разделена на две части — собственно агитационный фарфор, изготовленный в первые годы советской власти, и изделия к юбилеям: 15‑ и 50‑летию Октябрьской революции, 60‑летию СССР и 100‑летию В. И. Ленина.
Показ начинается с произведений Сергея Чехонина, первого главного художника ГФЗ. Чайная пара «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» представляет собой чашку со сложным кубистическим рисунком и блюдце, на котором упомянутый лозунг выложен в форме пятиконечной звезды. Чехонин пришел на производство фарфора из книжной графики, откуда принес цветочные мотивы. Ими обильно украшены две тарелки с аббревиатурой «РСФСР», созданные по эскизам художников Елизаветы Розендорф и Натальи Гиршфельд. Эти мотивы долго сохранялись. Примеры — два блюда: «50 лет Октябрю» Серафимы Богдановой и «Юбилею Родины — ударный труд. 1922 – 1982» Капитолины Косенковой.
Классикой агитфарфора стали тарелки художника Рудольфа Вильде — «Учись грамоте — жить легче» и «Есть знания в голове — будет хлеб на гумне», а также «Кто не работает — тот не ест» Натана Альтмана, изобразившего рядом с портретом Ленина продуктовые карточки. Малоизвестна тарелка Алисы Голенкиной с портретом Максима Горького и надписью «Все ценное и разумное создано знанием и трудом».
Центральным объектом выставки стала ваза «Октябрь», созданная к 15‑летию Октябрьской революции по эскизу Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова. Сохранилось архивное фото с этой вазой в экспозиции Музея революции, находившегося в Зимнем дворце.
Отдельная витрина отведена серии ярких декоративных тарелок Виктории Смирновой «Союз нерушимый», на которых изображены девушки в национальных костюмах народов СССР. Серия выпущена в 1983 году и стала одним из последних произведений «политфарфора».
Показ дополняет большая майоликовая композиция скульптора Леонида Месса «Мирный труд», созданная к 40‑летию революции: инженер, рабочий и работница склонились над картой строек коммунизма.
Автор материала: Вадим МИХАЙЛОВ