«Догадливый парнишка». Художник Г. Г. Эфрос.
«Бегемот». № 28. 1926 г.
Нэпманы могли инвестировать капиталы только в отдельные отрасли промышленности. Заработанные деньги не на что было тратить. Следствием этого стал знаменитый «нэпманский разгул»: пьяные оргии, азартные игры, дорогие и зачастую бессмысленные покупки, вроде целого воза гробов, изображенного на карикатуре.
«Из мира животных». Художник А. А. Юнгер.
«Бегемот». № 10. 1925 г.
Несмотря на провозглашенную частичную либерализацию и экономические послабления, предприниматели подвергались высокому налогообложению. На рисунке изображен нэпман, который вынужден платить чрезмерные налоги и сетует на это своей собаке.
«Где наше не пропадало…». Художник В. И. Козлинский.
«Бегемот». № 4. 1925 г.
Благодаря НЭПу постепенно преодолевалась хозяйственная разруха, оживились промышленность, внутренняя и внешняя торговля. Нэпман на карикатуре, закупив много провизии, решил побаловать себя пирожными, которые уже появились в продаже, но стоили дорого, поэтому слыли изысканным лакомством (их даже называли «улыбка НЭПа»).
«Крокодил». № 11. 1926 г.
В период НЭПа бурно развивалась кооперация. Граждане получили право создавать торговые, производственные и финансовые объединения, основанные на совместном труде и совместном распределении прибыли. Кооператоры старались сделать производство рентабельным, проводя выгодную им ценовую политику. Нередко это противоречило директивам власти, поэтому кооперативы обвиняли во «вздутии цен» на грани спекуляции. На рисунке – трапеза кооператоров, недоступная большинству граждан из-за непомерно высоких цен на продукты питания.
«Не сеем, не пашем, и нашим и вашим». Художник Л. Г. Генч (Генчоглян).
В нэповской России уживались помпезные праздники новой власти и «старорежимные» религиозные традиции. Автор рисунка высмеивает «торгаша», который продает товар, ориентируясь лишь на спрос и возможную прибыль без оглядки на политические убеждения.
«Из жизни хищников». Художник И. А. Малютин.
«Крокодил». № 2. 1927 г.
Объектом сатиры являются предприниматели, которые занимались торговлей сливочным маслом. В 1925–1927 гг. они практически завоевали рынок и вытеснили с него государство, поставляя на рынок до 1/3 экспортного масла и почти все масло, предназначенное для внутрироссийского потребления. Неповоротливые государственные торговые организации не могли конкурировать с частными предпринимателями, поэтому задействовались административные меры. Сокрушительным ударом стал запрет артелям на перевозку масла – скоропортящегося продукта, требующего оперативной транспортировки – по железной дороге. Художник обвинил маслоторговцев в «хищничестве», сравнив их с волками.
«Своя точка зрения». Художник А. А. Успенский.
«Бегемот». № 44. 1926 г.
Пропаганда приписывала нэпманам социальное равнодушие, игнорирование интересов общества. Официально существовавшая до конца НЭПа безработица позволяла предпринимателям дешево нанимать рабочую силу.
Без названия. Художник Ю. Г. (Ю. Ганф).
«Крокодил». № 11. 1926 г.
Карикатура красноречиво отражает положение частных предпринимателей в период НЭПа. С одной стороны, над ними постоянно нависали обвинения в спекуляции, с другой – их трудно было привлечь к уголовной ответственности, потому что частное предпринимательство считалось, хотя с оговорками и ограничениями, законным.
«Почему так трудно снизить цены». Художник А. К. Лукоянов.
«Крокодил». № 14. 1927 г.
Карикатура стала реакцией на завышение цен на отдельные категории товаров. Государство директивно вмешивалось в процесс ценообразования, нарушая баланс спроса и предложения. Сказывались и расходы на содержание бюрократического торгового аппарата (фининспекторов и т. п.), в обязанности которого входила не столько организация торговли, сколько контроль за ней.
«У маникюрши». Художник К. С. Елисеев.
«Крокодил». № 41. 1926 г.