Участники:
Д-р Диана Дрессель (Dr. Diana Dressel)
Еврейский музей в Берлине (Jüdisches Museum Berlin), Берлин
Еврейский музей в Берлине открылся в сентябре 2001 года. Музейный комплекс,спроектированный Диниэлем Либескиндом, состоит из главного здания, подземных помещений и «Башни Холокоста» и «Сада изгнания». Зигзагообразное свинцовое здание Еврейского музея пересекается прямой линией пустых помещений, напоминающих шахту, что, по замыслу архитектора, символизирует пустоту, образовавшуюся в Германии и Европе после массового уничтожения еврейского населения и культуры. Еврейский музей в Берлине рассказывает и исследует двухтысячелетнюю историю еврейского народа в Берлине и Германии в целом.
Д-р Диана Дрессель – руководитель отдела образовательных программ Еврейского музея в Берлине. Она занимается вопросами стратегического планирования и научного обоснования образовательных программ музея. Диана Дрессель имеет научную степень доктора философии в области иудаики и исламоведения Университета Кельна, ранее она занималась образовательными программами Музея современной истории ФРГ в Бонне (Stiftung Haus der Geschichte der BRD), является членом консультативного комитета ARTPAED, образовательного центра для художников и работников в области культуры и искусства в Берлине.
Д-р Клаудиа Геммеке (Dr. Claudia Gemmeke)
Городской музей Берлина (Stiftung Stadtmuseum Berlin), Берлин
Городской музей Берлина – крупнейший культурно-исторический музей Германии. Он рассказывает об истории Берлина с момента его основания до наших дней. Комплекс музея включает в себя Бранденбургский музей – центральное здание, где представлена постоянная экспозиция об истории Берлина от заселения Бранденбурга до наших дней; Церковь Святого Николая – самое старое строение Берлина, где представлена экспозиция о восьмивековой истории церкви; Дом Кноблауххаус, повествующий о традициях семьи Кноблаух времен бидермайера; Дворец Эфраима, где регулярно сменяющиеся временные выставки рассказывают об истории искусства и культуры в Берлине. В музейный комплекс также входит музей под открытым небом в деревне Дюппель – реконструированное средневековое селение с жилыми домами, хранилищами, мастерскими, полями и садами, который также является всемирно известным центром экспериментальной археологии.
Д-р Клаудиа Геммеке – руководитель отдела «Форум» Городского музея Берлина с 2007 года. Клаудиа Геммеке имеет научную степень доктора философии, она изучала историю искусств в университетах Бохума, Эссена и Бонна. В настоящее время также читает лекции на темы истории искусства XIX–XX вв. и использования цифровых медиа в музеях и образовательных учреждениях. Член Ассоциации музеев Германии, ICOM (Международный совет музеев), CAMOC (Международный комитет музеев городов).
Юлия Хагенберг (Julia Hagenberg)
Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия (Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen), Дюссельдорф
Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия основано в 1960 году, когда были приобретены 88 работ Пауля Клее, заложивших основу музейного собрания. Первоначально работы демонстрировались во дворце Йегерхоф, но с увеличением коллекции были объявлены конкурсы на проекты новых зданий: «К20», открытое в 1986 году, и «К21» – отреставрированное в 2002 году здание Штендехауса. Сегодня «К20» и «К21» – музеи, представляющие художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия. В музее «К20» выставлена коллекция искусства ХХ века, в т.ч. работы Пауля Клее, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Ротко, Джексона Поллока и др. Музей «К21» представляет коллекцию современного искусства.
Юлия Хагенберг работает в Художественном собрании земли Северный Рейн-Вестфалия с 2009 года. Под ее руководством отдел образовательных программ разработал несколько новых музейных проектов для школьников, детей младшего возраста и семей с детьми. Юлия Хагенберг отвечает за развитие партисипаторных музейных практик, а также занимается музейными программами для школьников, в т.ч. для детей с ограничениями здоровья, беженцев. Она преподает в Педагогическом университете Людвигсбурга и в Университете Генриха Гейне в Дюссельдорфе.
Астрид Лембке-Тиль (Astrid Lembcke-Thiel)
Музей Висбадена – Государственный музей искусства и естественной истории (Museum Wiesbaden, Hessisches Landesmuseum für Kunst und Natur), Висбаден
Музей Висбадена – один из трех крупнейших музеев Гессена. В его основу легла коллекция живописи, древностей и естественнонаучных экспонатов писателя и дипломата Иоганна Исаака фон Гернинга, которая в 1825 году при содействии Иоганна Вольфганга Гёте была передана владельцем герцогству Нассау и открыта для публики во дворце кронпринца. В 1912–1920 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Теодора Фишера. Сегодня в южном крыле музея экспонируется художественная коллекция, в северном крыле – естественнонаучная. Музейное собрание искусства ХIХ–XX веков считается одним из самых значительных в Германии. Всемирную известность музей Висбадена приобрел благодаря выдающемуся собранию экспрессионистов, в коллекции музея - самое крупное в мире собрание художника-авангардиста Алексея Явленского. Естественнонаучная коллекция музея состоит из четырех основных разделов: геология и минералогия, палеонтология, зоология и ботаника. Особую ценность представляет коллекция насекомых банкира Иоганна Кристиана Гернинга (около 40 000 экземпляров, возраст коллекции - более 300 лет).
Астрид Лембке-Тиль возглавляет отдел образовательных проектов Музея Висбадена с 2012 года. Она отвечает за художественные образовательные проекты для детей, школьников и семей в сотрудничестве с культурными фондами и институциями Висбадена. Астрид Лембке-Тиль также является художественным директором проекта «Rucksack-Atelier» («Мобильная лесная художественная студия») в детском саду Waldkindergarten Висбадена.
Норберт Нидерностхайде (Norbert Niedernostheide)
Музей Щёлерберга/Музей естественной истории Оснабрюка
(Museum am Schölerberg), Оснабрюк
Музей Щёлерберга – естественнонаучный музей, рассказывающий о геологии, экологии и природе города Оснабрюка и его окрестностей. Музей был основан в 1870 году Естественнонаучной ассоциацией Оснабрюка, сегодня он находится в ведении города. На территории музея располагаются планетарий и ботанический сад, работает Центр экологического образования, реализующий около одной тысячи образовательных мероприятий в год.
Норберт Нидерностхайде занимает пост директора Музея Щёлерберга с февраля 2015 года. Он получил диплом биолога в Университете Оснабрюка и с 1998 года работал научным сотрудником музея, куратором, возглавлял Экологический образовательный центр. В 2008–2014 годах был спикером объединения естественнонаучных музеев при Ассоциации музеев Германии, а также редактором журнала «Natur im Museum» («Природа в музее»). В настоящее время консультирует коллег из других музеев Германии, в частности, принимал участие в разработке генерального плана нового Музея естественной истории в Лейпциге и является соавтором концепции Музея естественной истории в Дессау.
Юлия Пагель (Julia Pagel)
Сеть европейских музейных ассоциаций / Ассоциация музеев Германии (NEMO - Netzwerk Europäischer Museumsorganisationen und LEM – the Learning Museum / Deutscher Museumsbund), Берлин
Сеть европейских музейных ассоциаций была создана в 1992 году как независимая структура, объединяющая национальные музейные ассоциации. Сегодня ее членами являются более 3000 музеев Европы. NEMO является координационным центром музеев Европы, она обеспечивает распространение информации о профильных инициативах Совета Европы, лоббирует интересы музейной отрасли в европейских институтах, пропагандирует важность и ценность музейной деятельности в обществе, в т.ч. в структурах власти, а также обеспечивает коммуникацию между членами сети и условия для эффективного музейного сотрудничества.
Юлия Пагель – генеральный секретарь Сети европейских музейных ассоциаций с 2006 года, ее главной задачей является обеспечение коммуникации между музеями Европы и за ее пределами. Г-жа Пагель также отвечает за европейское направление деятельности Ассоциации музеев Германии, включающее проектную деятельность, а также регулирование таких вопросов, как интеллектуальное право, непрерывное образование (повышение квалификации) и межкультурный диалог. Окончила Свободный университет Берлина, имеет степень магистра в области истории искусств. С 2015 года также занимает пост вице-президента Culture Action Europe, европейской правозащитной платформы в области культуры и искусства.
Д-р Карола Руппрехт (Dr. Carola Rupprecht)
Музей гигиены Германии (Deutsches Hygiene-Museum), Дрезден
Музей гигиены Германии, также известный как Музей человека, был основан в 1912 году предпринимателем Карлом Августом Лингнером. Музей освещал вопросы анатомии, физиологии и гигиены человека. Основным его назначением было просвещение широких масс бедного населения страны и, как следствие, улучшение здоровья нации. Во время нацистского режима, начиная с 1933 года, в музее была размещена экспозиция о чистоте арийской расы и ее поддержании. После Второй Мировой войны музей выполнял задачи санитарного и гигиенического просвещения населения.
Сегодня Музей рассказывает о биологических, социальных и культурных аспектах человеческой жизни. Постоянная экспозиция и временные выставки, конференции, лекции и кинопоказы, обширная образовательная программа для разных групп посетителей превращают Музей гигиены в форум, объединяющий общество, науку, культуру и искусство. Отделом образовательных программ музея реализуются междисциплинарные образовательные проекты для семей с детьми, школьников, индивидуальных посетителей. Особое внимание сегодня уделяется инклюзивным образовательным программам и программам для иммигрантов.
Д-р Карола Руппрехт возглавляет отдел образовательных программ Музея гигиены с 2012 года. Она получила степень доктора философии Свободного университета Берлина, ее диссертация была посвящена музейной педагогике и образованию. Карола Руппрехт руководила проектами музейной педагогики и образования Государственного музея Берлина, Гете-Института, Клуба друзей Национальной галереи и др. С 2015 года является членом Консультативного совета по культуре города Дрезден, с 2012 года – вице-председатель Национальной ассоциации музейной педагогики Восточной Германии.
Клаудиа Шмидт (Claudia Schmidt)
Государственные художественные собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden), Дрезден
Государственные художественные собрания Дрездена являются одним из самых значительных и старейших музейных комплексов в мире, объединяющим 14 музеев в Дрездене, Лейпциге и Гернгуте. История Государственных художественных собраний Дрездена уходит своими корнями в XVI столетие, когда саксонские курфюрсты заложили первые коллекции, прежде всего, основанную в 1560 году кунсткамеру в дрезденском Дворце-резиденции. В свое время дрезденские собрания стали одними из первых, открывших свои двери для публики. Сегодня в музейный комплекс входят Картинная галерея старых мастеров, Собрание фарфора, Физико-математический салон, Галерея новых мастеров, Собрание скульптуры, Гравюрный и Нумизматический кабинеты, Оружейная палата, Зеленые своды, музеи этнографии в Дрездене, Гернгуте и Лейпциге, Музей саксонского народного творчества, Архив Герхарда Рихтера и Художественный фонд.
Клаудиа Шмидт руководит отделом образовательных программ с 2004 года, до этого в течение 20 лет она работала музейным педагогом Государственных художественных собраний Дрездена. Она окончила Школу музеологии в Лейпциге. Принимает активное участие в исследовательских проектах о детском музейном образовании, партисипаторных и междисциплинарных музейных программах, выступает экспертом и оппонентом научных исследований в области музейных практик в Школе технологии, экономики и культуры Дрездена.
Д-р Маике ван Рейн (Dr. Maaike van Rijn)
Государственный музей Вюртемберга (Landesmuseum Württemberg), Штутгарт
Государственный музей Вюртемберга – крупнейший исторический музей земли Баден-Вюртемберг, коллекция которого рассказывает историю земли от каменного века до современности. Музей основан в 1862 году королем Вильгельмом I как «Государственное собрание ценностей». Он расположен в старом замке, который на протяжении 400 лет был резиденцией герцогов и графов Вюртемберга. Собрание музея включает коллекцию археологических находок, научных и технических приборов и инструментов, произведений искусства и текстиля.
Доктор Маике ван Рейн – куратор отдела истории искусства и культуры Государственного музея Вюртемберга, она работает с коллекциями «Мода и текстиль» и «Искусство и ремесла XIX–ХХ вв.» с 2014 года. Маике ван Рейн имеет степень доктора философии Университета Эберхарда и Карла в Тюбингене (диссертация на тему женщин-художниц галереи «Штурм» в Берлине в 1910-е гг.).
Д-р Марен Цизе (Dr. Maren Ziese)
Дом Вилли Брандта (Willy-Brandt-Haus), Берлин
Дом Вилли Брандта – штаб-квартира социал-демократической партии Германии, политический, культурный и научный центр. Носит имя Вилли Брандта, немецкого политика, лидера социал-демократической партии Германии (1964–1987), канцлера Германии (1969–1974). Дом построен в 1996 году по проекту архитектора Хельге Бофингер, в том же году основан Клуб друзей Дома Вилли Брандта, активно занимающийся выставочной деятельностью.
Доктор Марен Цизе возглавляет образовательный отдел Дома-музея Вилли Брандта, ранее она занимала должность куратора коллекции музея. Получила образование в области истории искусства, африканистики и музееведения в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке. Имеет степень доктора философии, в 2008 году защитила диссертацию на тему «Кураторы и посетители: модели кураторской практики художественных выставок». Марен Цизе – член правления культурного центра Haus am Lützowplatz в Берлине, а также член правления Ассоциации музейного образования Германии.