Анна Плотникова, радиостанция "Голос Америки".
В России впервые увидят искусство американских ветеранов
Чикагский музей привез в Санкт-Петербург работы участниковвьетнамской и других современных войн
Новая экспозиция, которую при посредничестве Генеральногоконсульства США в Санкт-Петербурге привез чикагский Национальный музейискусства ветеранов, называется "За пределом возможного". Название выставкидала работа, которая в силу ряда причин не была отправлена на берега Невы. Это– скульптура Чарльза Салерно размером 10 на 40 футов, сделанная из личныхармейских жетонов всех 58 000 погибших на Вьетнамской войне американскихсолдат, сержантов и офицеров.
Кстати, сам музей в Чикаго изначально вобрал в себя работыхудожников-любителей, воевавших во Вьетнаме и в той или иной степени страдающихпосттравматическим стрессовым расстройством (медицинский термин, нашедшийотражение в одной из самых пронзительных работ выставки).
Впоследствии к работам ветеранов Вьетнамской войныприсоединились картины, скульптуры и инсталляции тех, кто участвовал в двухиракских кампаниях (войне в Персидском заливе 1991 года и операции "Иракскаясвобода" 2003 – 2011 годов) и в афганской войне. В результате, чикагскийНациональный музей искусства ветеранов включает сегодня более двух тысяч экспонатови занимает четырехэтажное здание на Милуоки авеню.
Художники-ветераны хотят быть понятыми
В Санкт-Петербурге представлены тридцать семь экспонатов.Куратор выставки с американской стороны Сюзан Зелински рассказывает, что раньшечикагский музей отправлял за рубеж отдельные работы, но такая подборкавывозится за пределы США впервые.
К сожалению, никто из художников и скульпторов не смогприехать в Санкт-Петербург. Но, как свидетельствует Сюзан Зелински, все онибыли чрезвычайно воодушевлены мыслью, что их работы увидят в России. "ХеленУайт, чей портрет погибшей в Ираке медсестры Шэрон Лейн выставлен здесь,восприняла сообщение об этой выставке исключительно бурно, – приводит примерСюзан Зелински. – Хелен страдает посттравматическим синдромом и редко выходитиз своего дома. Выставленная здесь картина – это своеобразное послание,выражающее ее желание быть услышанной и понятой".
Из привезенных в Санкт-Петербург работ американскихветеранов на Сюзан наибольшее впечатление произвела скульптура Маркуса Эриксена "Ангел в пустыне". Сам художник рассказывал, как однажды, проезжая черезиракскую пустыню, он с группой боевых товарищей увидел взорванный джип, рядом скоторым лежали тела нескольких погибших военнослужащих. Когда Маркус Эриксенподошел ближе, он заметил, что один человек еще шевелится. В последние секундыжизни умирающий солдат протянул к нему руки и взглянул в лицо…
Свои эмоции Эриксен попытался выразить в скульптуре,составленной из нескольких тысяч маленьких шариков-подшипников.
Сюзан Зелински рассказывает, что эта работа не оставляетравнодушным никого из посетителей Национального музея искусства ветеранов. "Япомню, что когда ее привезли в музей и она была еще не до конца распакована, ичерез пластиковую упаковку лишь угадывались контуры, она и тогда производилапотрясающее впечатление. И когда, наконец, я увидела верхнюю часть этойскульптуры, я некоторое время не могла двинуться с места – настолько сильнобыла передана скульптором агония умирающего человека", – рассказывает кураторвыставки из Чикаго.
От карикатуры до патриотического плаката
Рядом с этой скульптурой помещены две работы, вызывающиепротивоположные чувства. Первая – карикатура Скотта Нейшмидта "Игры войны". Постилю она напоминает рисунки советских мастеров сатиры времен "холодной войны".Несколько американских генералов, как будто сошедших со страниц журнала "Крокодил", играют в кости. Художник сопроводил свою работу переделкой детскогостишка про маленьких свинок, которые пришли на рынок, но им ничего недосталось. Обыгрывая сходство слов "pigs" (свинки) и "pins" (фишки) авториронизирует: "Эти маленькие фишки – просто рынки, эти маленькие фишки –пулеметы, эти маленькие фишки держат власть…"
А рисунок Чарльза Солерно "Отдавая дань уважения и памяти" выполнен в стиле плаката. Здесь использованы элементы мемориала вьетнамскойвойны в Вашингтоне. Посредине плаката – голова белого орла, наверху – флаг США,а внизу надпись: "Вы не забыты".
Сюзан Зелински рассказывает, что эта работа пользуется едвали не наибольшей популярностью у посетителей музея. В частности, большимспросом пользуются открытки и футболки, на которых воспроизведен плакат ЧарльзаСолерно. "Видимо, признание заслуг ветеранов за выполнение ими своего долгаявляется показателем патриотизма наших посетителей", – говорит Сюзан Зелински.
Куратор выставки с российской стороны, главный хранительМузея политической истории России Светлана Ходаковская говорит, что ей былоочень интересно, и в то же время непросто работать над составлением экспозиции. "Каждая представленная здесь работа как-бы хочет с тобой поговорить. Мы этопочувствовали, когда делали выставку. Ты ее (работу) так поставишь, она вродебы соглашается. А потом смотрит на тебя, и ты чувствуешь, что ее нужно подвинутьв другое место, создать новую композицию", – рассказывает Светлана Ходаковская.
Среди работ, которые показались ей наиболее выразительными,Ходаковская выделяет скульптуру Джозефа Форнелли "Одетая для убийства". "Форнелли воевал во Вьетнаме и был стрелком на боевом вертолете. И вот здесьпредставлена женская голова, похожая на Нефертити, вся утыканная патронамикрупнокалиберного пулемета, из которого он стрелял", – говорит куратор выставки "За пределом возможного".
"Мы переживаем одинаково. Только выражаем это по-разному"
Среди представленных здесь работ есть одна трофейная –рисунок безымянного вьетнамского автора. Листок с акварельным портретомпартизана-вьетконговца соседствует с картинами американцев и органично ихдополняет.
"Мы столкнулись с теми же проблемами, которые испытываливетераны вьетнамской войны несколько позже, когда наших ребят забирали воеватьв Афганистан, – продолжает Ходаковская. – Очень много схожего в их переживаниях.Только я заметила одну особенность. Наши "афганцы", в основном, пишут стихи ипесни о том, что пережили. А американцы выражают свои чувства в картинах искульптурах. И, получается различие между ними – только в этом, только вспособе передачи своих душевных мук. А во всем остальном между нашими ребятамии американцами нет разницы".
"Я приглашаю прийти на эту выставку, и увидеть все своимиглазами, как человек, попадая в условия войны, переживает увиденное, как он этоносит в себе, и как это потом не дает ему жить спокойно", – призывает главныйхранитель Музея политической истории России.
А переживают свое военное прошлое американские ветераныпо-разному. Об этом свидетельствует небольшой документальный фильм, снятыйпетербургским тележурналистом Андреем Радиным, и показанный перед официальнымоткрытием выставки. Один из ветеранов говорит, что он долгое время стеснялсянадевать свою военную форму, потому что когда он прилетел из Вьетнама вЛос-Анджелес, к нему подбежала какая-то женщина, плюнула в лицо и прокричала,что он – убийца детей.
Другой ветеран, напротив – гордится тем, что пошел воеватьво Вьетнам добровольцем. На этой войне он лишился зрения, и поэтому никогда невидел своих детей и внуков. Но он ни о чем не жалеет: "Может быть, если бы уменя были мои глаза, я не прожил бы такую яркую, насыщенную жизнь", – сказалэтот герой документального фильма, посвященного американским ветеранамВьетнамской войны.
Музей политической истории России совместно сколлегами из США в последние годы провел ряд успешных выставок.