Евгений Бабушкин "Рейтинг лучших музеев Петербурга"

Евгений Бабушкин "Рейтинг лучших музеев Петербурга"

Газета "Мой район онлайн"

Петербург, конечно, культурная столица. Дворцы, мосты, вседела. Одних музеев аж 195 штук. Но куда пойти? В Эрмитаж, в сотый раз на мумиюпосмотреть? В Русский, помедитировать на "Последний день Помпеи"? Вкакой-нибудь узкоспециальный музей водки, хлеба, шоколада или Анатолия Собчака?Большинство петербургских музеев в глубокой депрессии: полторы выставки в год ипол-посетителя в сутки. "Мой район" составил рейтинг музеевПетербурга: только лучшие из лучших.

Что есть в хорошем музее и чего нет в плохом? Чистыетуалеты? Вежливые билетеры? Огромная коллекция, пылящаяся в запаснике?Отсутствие очереди в гардероб или наоборот - огромная очередь, где можнопоговорить о высоком?  Нет, все не то.

"Выставочная деятельность, вот главное! — говоритарт-критик Глеб Ершов. — Внятная, выраженная концепция, внятная выставочнаяполитика, определенная музейным планом. Выставки должны становиться событиями вкультурной жизни, определять климат города. Все остальное — производное.Коллекции могут быть богатые и не очень, это уже как повезет. Вот у Эрмитажаколлекция огромная, но нет выставок, которые напомнили бы нам об Эрмитаже былыхвремен. А есть некоторое почивание на лаврах. Но там скоро, к 2014 году, в полную мощность заработает Генштаб и это, янадеюсь, будет огромное выставочное пространство".

Не то что бы в Петербурге по-настоящему плохо было смузеями. Все-таки кто-то приезжает. Что-то выставляет. Рефреном - Эрмитаж,Эрмитаж. Но все кураторы, арт-критики и культурологи выбирают для описанияситуации похожие слова:  "неочень", "ничего так", "как-то все эх..."

"С чем сравнивать? С Нью-Йорком или Лондоном? Оченьплохо. С Красноярском — великолепно. С Москвой — ничего себе, — говорит МаринаКолдобская, директор Петербургского филиала Государственного центрасовременного искусства. — Нам хорошие музеи достались от имперского времени,Эрмитаж и Русский музей, ничего более крутого за советскую эпоху в Петербургене сделано. Впрочем, отмечу Музей политической истории. Они постоянно затеваютразные затеи, у них есть стремление делать небанальные и актуальные проекты:история бороды, история кепки. Мне близок такой подход, актуализирующийбанальное в историческое. Потом хотелось бы сказать что-то хорошее про Новыймузей — это открытие прошлого года. Петропавловка хороша и вообще музей историигорода, они постоянно какие-то выставки делают".

Самое трудное — с современным искусством. Задача музея - нетолько консервировать ценности прошлого, но и знакомить с ценностяминастоящего. Не мумии нужны, а  Малевич —впрочем, и того давно уж мумифицировали. А новых имен — нет. То есть их нет врусских музеях, они все на Западе.

"Я, как ни странно, традиционные музеи назову, —говорит Анастасия Курехина, руководитель Центра современного искусства. —Русский музей с Эрмитажем. И пригороды еще — дворцы парки. Потому что онидействительно серьезные музеи, мирового уровня. И при этом еще стараютсязаниматься интересной деятельностью в области современного искусства".

Увы, в массе своей современные художники выставляются гдеугодно, только не в Петербурге. Потому "петербуржцы и гости города" ивыбирают проверенные бренды.

"Я в выборе оригинален не буду, — говорит директорРоссийского института культурологии Кирилл Разлогов. — Из Москвы мне тройкалидеров видится так: Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера. С Русским музеем иЭрмитажем все достаточно очевидно. А что до Кунсткамеры — я люблю вещи, которыенаходятся на грани между академической наукой и развлечением. Кунсткамерачто-то делает в этом направлении".

Подведем итоги.

1 место. Эрмитаж. Один из самых больших музеев в мире. Вкакой бы упадок он ни пришел, самые роскошные зарубежные выставки будутпроходить именно здесь. Побольше бы!

2 место. Русский музей. Огромная постоянная экспозиция исмелые, даже рискованные выставки: от современной фотографии до старинногоискусства северных народов.

3 место. Новый музей. Возник 4 июля прошлого года на основечастной коллекции мецената Аслана Чехоева. Богач не просто скупал все подряд, асоветовался с кураторами, да и сам, как видно, был ценитель. Коллекция Новогомузея - три этажа отличной  современнойживописи.

4 место. Музей политической истории. Небанальные выставки, ополитике - со вкусом, любовью и иронической усмешкой. Наверно, единственныйнехудожественный музей Петербурга, где к экспозициям подходят по-настоящемухудожественно.

5 место. Музей городской скульптуры. А именно — его Новыйвыставочный зал. До появления Нового музея и Эрарты это была чуть ли неединственная площадка, где могли выставляться современные художники вродеЭнвера Байкеева и экспериментаторы в области трехмерного искусства  вроде Никиты и Андрея Сазоновых.

6 место. Музей истории Санкт-Петербурга. Восемь площадок —отакадемической Петропавловки до авангардного дома Матюшина. Музей охотносоглашается на эксперименты, чем и хорош.

7 место. Эрарта. Огромный новый музей на Васильевскомострове. Выставляет множество художников из провинции, устраивает концертымосковских знаменитостей. Но во всем этом пока нет системы. Наверно,многоэтажная Эрарта просто еще не осознала свою силу.

8 место. Музей нонконформизма. Лет 15 назад"Пушкинская, 10" была центром актуального искусства. Сейчасинсталляции наскучили, хэппенинги никого не радуют, а молодые художникипостарели и отрастили бороды. Но все равно марку держат.

9 место. Кунсткамера. Старейший музей России не можетпохватстаться интересными выставками. Ему и не нужно: он же старейший. И,кстати, до сих пор один из лучших этнографических музеев страны.

10 место. Музей Анны Ахматовой. А тут наоборот: не такинтересна постоянная экспозиция, как множество культурных событий "состороны". Поэты, музыканты, дизайнеры, художники, любительские театры.Бывает, что гости бездарны или косноязычны, но с кем не бывает. Главное — что вФонтанном доме жизнь кипит. А жизнь в Петербурге — дефицит.

"Не хватает в городе международных проектов, —сокрушается Глеб Ершов. — Внутренняя художественная жизнь вполне освещается. Нознаете, чего хотелось бы? Таких выставок, чтоб взять билеты и из другого городав Петербург ехать. Специально увидеть то, что больше никогда в жизни неувидишь. Вот чего хотелось бы! По-настоящему мощного. И вот с этой задачеймузеи не справляются".
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно