Евгений Бабушкин "Рейтинг лучших музеев Петербурга"
Газета "Мой район онлайн"
Петербург, конечно, культурная столица. Дворцы, мосты, вседела. Одних музеев аж 195 штук. Но куда пойти? В Эрмитаж, в сотый раз на мумиюпосмотреть? В Русский, помедитировать на "Последний день Помпеи"? Вкакой-нибудь узкоспециальный музей водки, хлеба, шоколада или Анатолия Собчака?Большинство петербургских музеев в глубокой депрессии: полторы выставки в год ипол-посетителя в сутки. "Мой район" составил рейтинг музеевПетербурга: только лучшие из лучших.
Что есть в хорошем музее и чего нет в плохом? Чистыетуалеты? Вежливые билетеры? Огромная коллекция, пылящаяся в запаснике?Отсутствие очереди в гардероб или наоборот - огромная очередь, где можнопоговорить о высоком? Нет, все не то.
"Выставочная деятельность, вот главное! — говоритарт-критик Глеб Ершов. — Внятная, выраженная концепция, внятная выставочнаяполитика, определенная музейным планом. Выставки должны становиться событиями вкультурной жизни, определять климат города. Все остальное — производное.Коллекции могут быть богатые и не очень, это уже как повезет. Вот у Эрмитажаколлекция огромная, но нет выставок, которые напомнили бы нам об Эрмитаже былыхвремен. А есть некоторое почивание на лаврах. Но там скоро, к 2014 году, в полную мощность заработает Генштаб и это, янадеюсь, будет огромное выставочное пространство".
Не то что бы в Петербурге по-настоящему плохо было смузеями. Все-таки кто-то приезжает. Что-то выставляет. Рефреном - Эрмитаж,Эрмитаж. Но все кураторы, арт-критики и культурологи выбирают для описанияситуации похожие слова: "неочень", "ничего так", "как-то все эх..."
"С чем сравнивать? С Нью-Йорком или Лондоном? Оченьплохо. С Красноярском — великолепно. С Москвой — ничего себе, — говорит МаринаКолдобская, директор Петербургского филиала Государственного центрасовременного искусства. — Нам хорошие музеи достались от имперского времени,Эрмитаж и Русский музей, ничего более крутого за советскую эпоху в Петербургене сделано. Впрочем, отмечу Музей политической истории. Они постоянно затеваютразные затеи, у них есть стремление делать небанальные и актуальные проекты:история бороды, история кепки. Мне близок такой подход, актуализирующийбанальное в историческое. Потом хотелось бы сказать что-то хорошее про Новыймузей — это открытие прошлого года. Петропавловка хороша и вообще музей историигорода, они постоянно какие-то выставки делают".
Самое трудное — с современным искусством. Задача музея - нетолько консервировать ценности прошлого, но и знакомить с ценностяминастоящего. Не мумии нужны, а Малевич —впрочем, и того давно уж мумифицировали. А новых имен — нет. То есть их нет врусских музеях, они все на Западе.
"Я, как ни странно, традиционные музеи назову, —говорит Анастасия Курехина, руководитель Центра современного искусства. —Русский музей с Эрмитажем. И пригороды еще — дворцы парки. Потому что онидействительно серьезные музеи, мирового уровня. И при этом еще стараютсязаниматься интересной деятельностью в области современного искусства".
Увы, в массе своей современные художники выставляются гдеугодно, только не в Петербурге. Потому "петербуржцы и гости города" ивыбирают проверенные бренды.
"Я в выборе оригинален не буду, — говорит директорРоссийского института культурологии Кирилл Разлогов. — Из Москвы мне тройкалидеров видится так: Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера. С Русским музеем иЭрмитажем все достаточно очевидно. А что до Кунсткамеры — я люблю вещи, которыенаходятся на грани между академической наукой и развлечением. Кунсткамерачто-то делает в этом направлении".
Подведем итоги.
1 место. Эрмитаж. Один из самых больших музеев в мире. Вкакой бы упадок он ни пришел, самые роскошные зарубежные выставки будутпроходить именно здесь. Побольше бы!
2 место. Русский музей. Огромная постоянная экспозиция исмелые, даже рискованные выставки: от современной фотографии до старинногоискусства северных народов.
3 место. Новый музей. Возник 4 июля прошлого года на основечастной коллекции мецената Аслана Чехоева. Богач не просто скупал все подряд, асоветовался с кураторами, да и сам, как видно, был ценитель. Коллекция Новогомузея - три этажа отличной современнойживописи.
4 место. Музей политической истории. Небанальные выставки, ополитике - со вкусом, любовью и иронической усмешкой. Наверно, единственныйнехудожественный музей Петербурга, где к экспозициям подходят по-настоящемухудожественно.
5 место. Музей городской скульптуры. А именно — его Новыйвыставочный зал. До появления Нового музея и Эрарты это была чуть ли неединственная площадка, где могли выставляться современные художники вродеЭнвера Байкеева и экспериментаторы в области трехмерного искусства вроде Никиты и Андрея Сазоновых.
6 место. Музей истории Санкт-Петербурга. Восемь площадок —отакадемической Петропавловки до авангардного дома Матюшина. Музей охотносоглашается на эксперименты, чем и хорош.
7 место. Эрарта. Огромный новый музей на Васильевскомострове. Выставляет множество художников из провинции, устраивает концертымосковских знаменитостей. Но во всем этом пока нет системы. Наверно,многоэтажная Эрарта просто еще не осознала свою силу.
8 место. Музей нонконформизма. Лет 15 назад"Пушкинская, 10" была центром актуального искусства. Сейчасинсталляции наскучили, хэппенинги никого не радуют, а молодые художникипостарели и отрастили бороды. Но все равно марку держат.
9 место. Кунсткамера. Старейший музей России не можетпохватстаться интересными выставками. Ему и не нужно: он же старейший. И,кстати, до сих пор один из лучших этнографических музеев страны.
10 место. Музей Анны Ахматовой. А тут наоборот: не такинтересна постоянная экспозиция, как множество культурных событий "состороны". Поэты, музыканты, дизайнеры, художники, любительские театры.Бывает, что гости бездарны или косноязычны, но с кем не бывает. Главное — что вФонтанном доме жизнь кипит. А жизнь в Петербурге — дефицит.
"Не хватает в городе международных проектов, —сокрушается Глеб Ершов. — Внутренняя художественная жизнь вполне освещается. Нознаете, чего хотелось бы? Таких выставок, чтоб взять билеты и из другого городав Петербург ехать. Специально увидеть то, что больше никогда в жизни неувидишь. Вот чего хотелось бы! По-настоящему мощного. И вот с этой задачеймузеи не справляются".