Интервью Ю.Ю. Мацкевич "Россия, как корабль в океане"

Интервью Юлии Юрьевны Мацкевич, заведующей Детским музейным центром исторического воспитания.

Газета "Санкт-Петербургские ведомости"


Надо ли детям знать об устройстве современного государства?

Как привить им уважение к государственным символам страны?

Как увлечь ребенка знаниями?

Как помочь ему полюбить чтение и книги?

На эти и многие другие острые вопросы пытаются найти ответыв Детском музейном центре исторического воспитания на Болотной улице – филиалеМузея политической истории России.

Пятнадцать лет работы центра – это период исканий и находок. 

– Юлия Юрьевна, начнемс удивительного дома, в котором находится центр. Многим он памятен какленинский адрес: именно здесь в октябре 1917 года вождь мирового пролетариатапровел знаменитое совещание, на котором был решен вопрос о вооруженном захватевласти. Сегодня в доме на Болотной не говорят о Ленине?

– Почему же, рассказывают. Одна из наиболее востребованныхпрограмм музея как раз и повествует об истории нашего дома на протяжении болеечем столетия его существования. И мы уделяем событию, связанному с Лениным,ровно столько места, сколько оно занимает на шкале времени. Иными словами, оностановится в свой исторический ряд. Но для современных ребят это событие уже неявляется таким сакральным, как для советских детей и взрослых. Все-такисоветская идеология уже ушла в прошлое. Да и к тому же ребята видят, чтогосударство, созданное в 1917 году, не выдержало испытания временем...

На самом деле главное действующее лицо программ центра – этонаш старинный дом. Он как очевидец самых разных событий позволяет говорить отех или иных этапах непростой российской истории XX столетия. Дом, пережившийэтот век, придает нашему музейному рассказу достоверность, когда мы стараемсявоссоздать подлинную атмосферу определенного времени.

Большая часть нашей экспозиции посвящена предреволюционнойэпохе, когда это была одна из дач в петербургском пригороде – Лесном. А еслиподняться на чердак, то там теперь поселилась "страна Гайдарика", наполненнаяисторическими реалиями ленинградского предвоенного детства. Эти две эпохиабсолютно не похожи друг на друга, но история дома позволяет соединить их пододной крышей.

Каких посетителей впервую очередь ждет музейный центр на Болотной?

– Мы ориентированы на детей и семью. И не отделяем детей отродителей, поскольку уверены, что семья – именно та, говоря казенным языком,ячейка общества, внутри которой процесс исторического воспитания наиболееестественен и эффективен. Мы с удовольствием работаем со школьными классами, нохотим, чтобы к нам приходило также как можно больше семей, чтобы родители ввыходные дни находили время не только для семейных дел – уборки квартиры изакупки продуктов на неделю, но и для общения с детьми в таких местах, какмузей или библиотека.

В детском центре мы стараемся предложить разные видыдеятельности для семьи: не только музейные занятия, но и творческие мастерские,прогулки в нашем саду. У нас даже есть замысел давать напрокат всем желающимреквизит для подвижных игр. Сейчас ведь дети очень мало выходят во двор, и этоогромная проблема. Многие ребята мало двигаются, проводят слишком много времениу компьютеров и плохо умеют общаться в реальной, а не в виртуальной игре. Аведь именно игра формирует очень важные для человека социальные навыки, и этотпроцесс длится все детство. Играя, ребенок учится устанавливать правилавзаимодействия с друзьями, соблюдать их, находить компромиссы в ситуацииконфликта...

– Вы упомянулиисторическое воспитание. Что вы вкладываете в это понятие?

– Собственную жизнь человек должен рассматривать наобщеисторическом и общекультурном фоне. Это позволяет обществу идти вперед, нетоптаться на месте и не деградировать. Если оно хочет развиваться, то должноучитывать опыт прежних поколений, и этого можно добиться только черезисторическое воспитание.

В том числе это нужно и для того, чтобы наши политики наразных уровнях власти не наступали на одни и те же грабли. Воспитывая юныхграждан нашей страны, мы хотим, чтобы у них было осознанное желание трудитьсяна благо семьи, города, Родины.

– Наскольковостребован современными детьми исторический опыт их ровесников, о которомговорится в музее?

– Еще как! Очень многое можно воспринять из этого опыта. Кпримеру, впечатляет наших юных посетителей рассказ о том, каким был распорядокдня детей последней императорской семьи. Оказывается, это очень жесткий график,иллюстрирующий тезис: когда человеку много дано, с него много и спрашивается.Это широкое образование, обязательный физический труд, загрузка на протяжениивсего дня. А если это досуг, то он умный и развивающий...

Что-то можно перенять из организации семейного воспитания впетербургских семьях. Конечно, трудно сопоставлять семью начала ХХ и начала XXIвеков. В прежние времена мама уделяла больше внимания общению с детьми. Сегодняэтого катастрофически не хватает. Мне думается, что современная работающаямама, несмотря на всю свою занятость, могла бы правильно распределитьприоритеты в своей жизни.

Многие родители записывают детей во всевозможные кружки истудии и считают, что, если они выкладывают за это большие деньги, их совестьчиста и спокойна. Они правы, но только отчасти. На самом деле порой ребенку нехватает просто живого общения с родителями, понимания, задушевных разговоров повечерам.

– Вы сказали, чточасть музейного центра – "страна Гайдарика". Неужели современным школьникаминтересно пионерское детство?

– На дачном чердаке, где мы построили "страну Гайдарику",речь идет не столько о пионерской организации, сколько о тимуровцах, описанныхв книге Аркадия Гайдара.

Для них это была просто игра: находить объекты помощи изаботы и, что самое главное, делать добрые дела втайне, а не напоказ. Возможно,это идеальная модель подростковой компании, своего рода утопия, но онаучитывает детское стремление положительно влиять на мир взрослых. Этостремление присуще и современным детям.

– Как музейвоспитывает патриотизм? И можно ли вообще воспитать чувство любви к Родине?

– Патриотизм – само по себе замечательное слово, хотя оно унас до безобразия заформализовано. Лично меня беспокоит то, что зачастую нашичиновники от образования склонны видеть в воспитании патриотизма прежде всеговоенную составляющую. На мой взгляд, патриотизм – гораздо более широкоепонятие, которое не должно сводиться к военно-патриотическим играм и смотрам,изучению одной лишь военной истории. В современном мире и так очень многопротивостояния и конфликтов. Пусть патриотизм будет мирным, добрым,созидательным...

Мне думается, что в основе патриотического воспитания должналежать любовь к малой родине и своей семье. Правда, вообще-то любовь воспитатьнельзя. Можно только предпринимать усилия к тому, чтобы дети узнавали живыедетали из истории своей семьи, своего родного района, города, региона,страны... Ведь мы любим и неравнодушны к тому, что хорошо знаем.

И еще очень важен собственный пример. Если родители болеютдушой за Родину, демонстрируют небезразличие к ее судьбе, хотя при этом, можетбыть, и критически относятся к тому, что происходит в стране, – это тожедейственное воспитание патриотизма.

– Историческоевоспитание невозможно без азов политики. Как в музее говорят с детьми об этойсложной материи?

– Через игру. У нас есть музейное пространство под названием "Россия в океане истории". Корабль – это образ нашего государства, совершающегосвое многовековое плавание. Через сравнение с кораблем ребята получают первыезнания об устройстве нашего государства. Ведь борта корабля можно уподобитьграницам государства, корабельную команду – гражданам, корабельный устав –Конституции...

Музейный центр наБолотной улице существует уже пятнадцать лет. За это время многое изменилось. Акак изменились дети, как меняется их интерес к истории?

– Мне кажется, что сегодня дети мыслят более самостоятельно,чем прежде. Иногда самостоятельность их суждений покоится на очень зыбкой почве– знаний не хватает. Но дети, как всегда, разные, есть среди них и оченьзнающие. Мы видим, что они настроены на исследование, размышление, дискуссию, имы всячески это поддерживаем.

Вот почему в нашем музее нет такого жанра, как экскурсия: унас – музейное занятие. Это значит, что дети очень активно вовлечены в работу.Например, в новой программе "Блокадные строчки", которая, я уверена, будетвостребована, большая часть времени отведена работе по изучению писем, дневников,открыток, написанных жителями блокадного Ленинграда или присланных в город сфронта.

Дети, опираясь на эти подлинные документы, выявляют качестваленинградского характера. Вместе обсуждают, приходят к выводу, что лучшиеленинградские черты – суть общечеловеческие. Это готовность ксамопожертвованию, умение преодолевать трудности, готовность помогать изаботиться о ближнем... Это и умение улыбнуться сквозь невзгоды, не уныватьдаже в самые горькие минуты жизни, не ныть и не жаловаться.

Наша задача – создать предпосылки к тому, чтобы детиосознанно, "включенно" изучали историю и пытались делать собственные выводы. Мыпогружаем ребят в атмосферу конкретной эпохи и предоставляем возможностьработать с подлинными материалами. И тогда мы получаем воспитательный эффект,работающий на пользу патриотизма – того самого, основанного на знании ипонимании истории своей Родины.

– Какие еще новыепрограммы предлагает центр на Болотной в наступившем учебном году?

– Таких программ несколько. Одна из них – "Хочу все знать".Мы специально придумали ее для начала учебного года, ведь многие дети послеканикул совершенно не рвутся вновь сидеть за партами. Поэтому на этом занятиимы с детьми собираемся в "природоведческую экспедицию", исследуем арифмометр ишвейную машинку, разгадываем графические загадки. Так, через игру исамостоятельный поиск, они понимают, как это здорово и интересно – учиться!

Еще одна новая программа – "Тайна шахматной королевы".Многие читатели наверняка знают и любят замечательную страну Швамбранию, придуманнуюдвумя провинциальными мальчиками. Один из них потом стал известным писателемЛьвом Кассилем.

В конце сентября мы открываем выставку "Дмитрий Лихачев. Отгимназиста до академика", посвященную нашему уважаемому земляку. Он ведь долгиегоды был лесновцем – жил по соседству с нашим музеем.

На выставке дети совершенно самостоятельно, ознакомившись снекоторыми моментами из биографии академика, смогут проследить, как детские июношеские интересы обычного петербургского мальчика помогли рождению великого ученого.Особое внимание на выставке будет уделено его градозащитной деятельности:например, мы создаем сейчас необычную карту "Петербургские адреса Лихачева" иигровой макет "Небесная линия Петербурга".

Особой темой для нас остается подвиг горожан в годы блокады.В январе 2015-го мы открываем выставку "Как ленинградцы свой город спасали". Вее основе – исторические материалы, связанные с людьми и учреждениями Лесного,где расположен наш музей. В сентябре стартует конкурс "Воздвигнем памятникпобеде". Ребята размышляют о том, как выразить свое отношение к победе вВеликой Отечественной войне.

Источник: http://old.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10310768@SV_Guest

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно