Powered on S-COREpion CMS | by Ellipse-Arts

Интервью Ю.Ю. Мацкевич "Россия, как корабль в океане"

Интервью Юлии Юрьевны Мацкевич, заведующей Детским музейным центром исторического воспитания.

Газета "Санкт-Петербургские ведомости"


Надо ли детям знать об устройстве современного государства?

Как привить им уважение к государственным символам страны?

Как увлечь ребенка знаниями?

Как помочь ему полюбить чтение и книги?

На эти и многие другие острые вопросы пытаются найти ответы в Детском музейном центре исторического воспитания на Болотной улице – филиале Музея политической истории России.

Пятнадцать лет работы центра – это период исканий и находок. 

– Юлия Юрьевна, начнем с удивительного дома, в котором находится центр. Многим он памятен как ленинский адрес: именно здесь в октябре 1917 года вождь мирового пролетариата провел знаменитое совещание, на котором был решен вопрос о вооруженном захвате власти. Сегодня в доме на Болотной не говорят о Ленине?

– Почему же, рассказывают. Одна из наиболее востребованных программ музея как раз и повествует об истории нашего дома на протяжении более чем столетия его существования. И мы уделяем событию, связанному с Лениным, ровно столько места, сколько оно занимает на шкале времени. Иными словами, оно становится в свой исторический ряд. Но для современных ребят это событие уже не является таким сакральным, как для советских детей и взрослых. Все-таки советская идеология уже ушла в прошлое. Да и к тому же ребята видят, что государство, созданное в 1917 году, не выдержало испытания временем...

На самом деле главное действующее лицо программ центра – это наш старинный дом. Он как очевидец самых разных событий позволяет говорить о тех или иных этапах непростой российской истории XX столетия. Дом, переживший этот век, придает нашему музейному рассказу достоверность, когда мы стараемся воссоздать подлинную атмосферу определенного времени.

Большая часть нашей экспозиции посвящена предреволюционной эпохе, когда это была одна из дач в петербургском пригороде – Лесном. А если подняться на чердак, то там теперь поселилась "страна Гайдарика", наполненная историческими реалиями ленинградского предвоенного детства. Эти две эпохи абсолютно не похожи друг на друга, но история дома позволяет соединить их под одной крышей.

Каких посетителей в первую очередь ждет музейный центр на Болотной?

– Мы ориентированы на детей и семью. И не отделяем детей от родителей, поскольку уверены, что семья – именно та, говоря казенным языком, ячейка общества, внутри которой процесс исторического воспитания наиболее естественен и эффективен. Мы с удовольствием работаем со школьными классами, но хотим, чтобы к нам приходило также как можно больше семей, чтобы родители в выходные дни находили время не только для семейных дел – уборки квартиры и закупки продуктов на неделю, но и для общения с детьми в таких местах, как музей или библиотека.

В детском центре мы стараемся предложить разные виды деятельности для семьи: не только музейные занятия, но и творческие мастерские, прогулки в нашем саду. У нас даже есть замысел давать напрокат всем желающим реквизит для подвижных игр. Сейчас ведь дети очень мало выходят во двор, и это огромная проблема. Многие ребята мало двигаются, проводят слишком много времени у компьютеров и плохо умеют общаться в реальной, а не в виртуальной игре. А ведь именно игра формирует очень важные для человека социальные навыки, и этот процесс длится все детство. Играя, ребенок учится устанавливать правила взаимодействия с друзьями, соблюдать их, находить компромиссы в ситуации конфликта...

– Вы упомянули историческое воспитание. Что вы вкладываете в это понятие?

– Собственную жизнь человек должен рассматривать на общеисторическом и общекультурном фоне. Это позволяет обществу идти вперед, не топтаться на месте и не деградировать. Если оно хочет развиваться, то должно учитывать опыт прежних поколений, и этого можно добиться только через историческое воспитание.

В том числе это нужно и для того, чтобы наши политики на разных уровнях власти не наступали на одни и те же грабли. Воспитывая юных граждан нашей страны, мы хотим, чтобы у них было осознанное желание трудиться на благо семьи, города, Родины.

– Насколько востребован современными детьми исторический опыт их ровесников, о котором говорится в музее?

– Еще как! Очень многое можно воспринять из этого опыта. К примеру, впечатляет наших юных посетителей рассказ о том, каким был распорядок дня детей последней императорской семьи. Оказывается, это очень жесткий график, иллюстрирующий тезис: когда человеку много дано, с него много и спрашивается. Это широкое образование, обязательный физический труд, загрузка на протяжении всего дня. А если это досуг, то он умный и развивающий...

Что-то можно перенять из организации семейного воспитания в петербургских семьях. Конечно, трудно сопоставлять семью начала ХХ и начала XXI веков. В прежние времена мама уделяла больше внимания общению с детьми. Сегодня этого катастрофически не хватает. Мне думается, что современная работающая мама, несмотря на всю свою занятость, могла бы правильно распределить приоритеты в своей жизни.

Многие родители записывают детей во всевозможные кружки и студии и считают, что, если они выкладывают за это большие деньги, их совесть чиста и спокойна. Они правы, но только отчасти. На самом деле порой ребенку не хватает просто живого общения с родителями, понимания, задушевных разговоров по вечерам.

– Вы сказали, что часть музейного центра – "страна Гайдарика". Неужели современным школьникам интересно пионерское детство?

– На дачном чердаке, где мы построили "страну Гайдарику", речь идет не столько о пионерской организации, сколько о тимуровцах, описанных в книге Аркадия Гайдара.

Для них это была просто игра: находить объекты помощи и заботы и, что самое главное, делать добрые дела втайне, а не напоказ. Возможно, это идеальная модель подростковой компании, своего рода утопия, но она учитывает детское стремление положительно влиять на мир взрослых. Это стремление присуще и современным детям.

– Как музей воспитывает патриотизм? И можно ли вообще воспитать чувство любви к Родине?

– Патриотизм – само по себе замечательное слово, хотя оно у нас до безобразия заформализовано. Лично меня беспокоит то, что зачастую наши чиновники от образования склонны видеть в воспитании патриотизма прежде всего военную составляющую. На мой взгляд, патриотизм – гораздо более широкое понятие, которое не должно сводиться к военно-патриотическим играм и смотрам, изучению одной лишь военной истории. В современном мире и так очень много противостояния и конфликтов. Пусть патриотизм будет мирным, добрым, созидательным...

Мне думается, что в основе патриотического воспитания должна лежать любовь к малой родине и своей семье. Правда, вообще-то любовь воспитать нельзя. Можно только предпринимать усилия к тому, чтобы дети узнавали живые детали из истории своей семьи, своего родного района, города, региона, страны... Ведь мы любим и неравнодушны к тому, что хорошо знаем.

И еще очень важен собственный пример. Если родители болеют душой за Родину, демонстрируют небезразличие к ее судьбе, хотя при этом, может быть, и критически относятся к тому, что происходит в стране, – это тоже действенное воспитание патриотизма.

– Историческое воспитание невозможно без азов политики. Как в музее говорят с детьми об этой сложной материи?

– Через игру. У нас есть музейное пространство под названием "Россия в океане истории". Корабль – это образ нашего государства, совершающего свое многовековое плавание. Через сравнение с кораблем ребята получают первые знания об устройстве нашего государства. Ведь борта корабля можно уподобить границам государства, корабельную команду – гражданам, корабельный устав – Конституции...

Музейный центр на Болотной улице существует уже пятнадцать лет. За это время многое изменилось. А как изменились дети, как меняется их интерес к истории?

– Мне кажется, что сегодня дети мыслят более самостоятельно, чем прежде. Иногда самостоятельность их суждений покоится на очень зыбкой почве – знаний не хватает. Но дети, как всегда, разные, есть среди них и очень знающие. Мы видим, что они настроены на исследование, размышление, дискуссию, и мы всячески это поддерживаем.

Вот почему в нашем музее нет такого жанра, как экскурсия: у нас – музейное занятие. Это значит, что дети очень активно вовлечены в работу. Например, в новой программе "Блокадные строчки", которая, я уверена, будет востребована, большая часть времени отведена работе по изучению писем, дневников, открыток, написанных жителями блокадного Ленинграда или присланных в город с фронта.

Дети, опираясь на эти подлинные документы, выявляют качества ленинградского характера. Вместе обсуждают, приходят к выводу, что лучшие ленинградские черты – суть общечеловеческие. Это готовность к самопожертвованию, умение преодолевать трудности, готовность помогать и заботиться о ближнем... Это и умение улыбнуться сквозь невзгоды, не унывать даже в самые горькие минуты жизни, не ныть и не жаловаться.

Наша задача – создать предпосылки к тому, чтобы дети осознанно, "включенно" изучали историю и пытались делать собственные выводы. Мы погружаем ребят в атмосферу конкретной эпохи и предоставляем возможность работать с подлинными материалами. И тогда мы получаем воспитательный эффект, работающий на пользу патриотизма – того самого, основанного на знании и понимании истории своей Родины.

– Какие еще новые программы предлагает центр на Болотной в наступившем учебном году?

– Таких программ несколько. Одна из них – "Хочу все знать". Мы специально придумали ее для начала учебного года, ведь многие дети после каникул совершенно не рвутся вновь сидеть за партами. Поэтому на этом занятии мы с детьми собираемся в "природоведческую экспедицию", исследуем арифмометр и швейную машинку, разгадываем графические загадки. Так, через игру и самостоятельный поиск, они понимают, как это здорово и интересно – учиться!

Еще одна новая программа – "Тайна шахматной королевы". Многие читатели наверняка знают и любят замечательную страну Швамбранию, придуманную двумя провинциальными мальчиками. Один из них потом стал известным писателем Львом Кассилем.

В конце сентября мы открываем выставку "Дмитрий Лихачев. От гимназиста до академика", посвященную нашему уважаемому земляку. Он ведь долгие годы был лесновцем – жил по соседству с нашим музеем.

На выставке дети совершенно самостоятельно, ознакомившись с некоторыми моментами из биографии академика, смогут проследить, как детские и юношеские интересы обычного петербургского мальчика помогли рождению великого ученого. Особое внимание на выставке будет уделено его градозащитной деятельности: например, мы создаем сейчас необычную карту "Петербургские адреса Лихачева" и игровой макет "Небесная линия Петербурга".

Особой темой для нас остается подвиг горожан в годы блокады. В январе 2015-го мы открываем выставку "Как ленинградцы свой город спасали". В ее основе – исторические материалы, связанные с людьми и учреждениями Лесного, где расположен наш музей. В сентябре стартует конкурс "Воздвигнем памятник победе". Ребята размышляют о том, как выразить свое отношение к победе в Великой Отечественной войне.

Источник: http://old.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10310768@SV_Guest

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2025   Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно