Сергей Евгеньев
"Три ленты"
Статья в газете "Санкт-Петербургские ведомости"
"Дмитрий Лихачев. От гимназиста до академика" – такназывается выставка в Детском музейном центре исторического воспитания (ДМЦИВ)на Болотной улице в Лесном.
Лихачев ушел из жизни пятнадцать лет назад. Тогда он былпрактически непререкаемым моральным авторитетом: к его позиции прислушивалосьобщество, с его мнением приходилось считаться даже властям предержащим. Асегодня, как отмечает заведующая научным сектором ДМЦИВ Анна Рапопорт, редкокто из современных школьников знает, чем занимался академик, хотя это имя они "где-то слышали". Как Лихачев сохранял Петербург, как изучал Древнюю Русь – дляребят это совершенно не известные вещи. Поэтому рассказ о нашем великомсовременнике приходится начинать практически с нуля.
– Дмитрий Лихачев умел говорить с детьми на доступном имязыке о самых сложных вещах, не впадая в политическую сиюминутность. О том, чтотакое традиция, культура, Россия. Лично для меня Лихачев – это модель поведениянастоящего петербуржца, с которой современные дети не знакомы, – считает АннаРапопорт.
Чтобы привлечь детей к личности ученого, музейщики придумалинеобычный ход: обратиться к его детству. Ведь сам Дмитрий Лихачев не разговорил, что именно там закладывается личность человека, все его склонности иинтересы. И все, что он делал во взрослом возрасте, тоже было связано с егодетством. В музее подошли к этому наглядно: прямо по полу пустили три ленты изодной части экспозиции в другую, связав таким образом взрослую жизнь Лихачева иего детство. Таких нитей три, хотя их, конечно же, может быть и гораздо больше.
– Синяя лента, символ современных градозащитников, связана сдеятельностью Лихачева по защите исторического и культурного наследия нашегогорода, – поясняет Анна Рапопорт. – Именно Лихачеву принадлежали слова о "небесной линии Петербурга", которую нужно обязательно сохранять и оберегать. Аначинается синяя лента с детских воспоминаний ученого о дореволюционномПетербурге.
Красная лента приводит нас в Древнюю Русь. Точнее, к темсюжетам, которыми занимался Лихачев. Это и "Слово о полку Игореве", идревнерусские миниатюры... А интерес к теме, по собственному признанию ученого,родился у него в школьные годы под влиянием экскурсии на Русский Север,состоявшейся в 1921 году. По железной дороге в Мурманск, потом на корабле-яхтев Архангельск, на пароходе по Северной Двине. Именно тогда он получил первыепредставления о России за пределами северной столицы, о русской глубинке, отрадиционной Руси.
И, наконец, зеленая лента приводит нас из дореволюционнойКуоккалы в почти что современное нам Комарово. Счастливое безмятежное детствоюного Мити Лихачева – в дачной Куоккале, где он познакомился с деятелямирусской культуры той поры – Ильей Репиным, Корнеем Чуковским. А взрослая жизньученого неразрывно связана с дачей в Комарове, где царил особый мир ленинградскойтворческой интеллигенции.
– Чем же сегодня особенно актуален Лихачев? – задал я вопроссоздателям выставки.
– Лично для меня принципиально важна мысль ДмитрияСергеевича о том, что национальной идеей России является культура и еесохранение, – ответила Анна Рапопорт. – На мой взгляд, как раз эта идеяспособна объединить наших сограждан.
Источник: http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10311183@SV_Articles