Гений коммунизма: Музей политистории почтил память Карла Маркса выставкой

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса», «Революции - локомотивы истории», «Капитал национальности не имеет» - эти и многие-многие другие крылатые фразы принадлежат человеку, к чьим трудам возвращаются все новые и новые поколения.


Карл Маркс. Именно его идеи попытались воплотить в жизнь большевики, захватившие власть в России в 1917 году. Великий критик капитализма родился 200 лет назад. И сегодня в Музее политической истории его личности, а также возникновению ее культа, посвящена большая выставка «Карл Маркс. Образ и символ». Вячеслав Резаков расскажет подробнее.


Поэзия коммунизма начинается с мысли основоположника: «Философы объяснили мир тысячей способов, проблема же в том, чтобы его изменить». Вдохновленные яростной красотой подхода целые поколения выносили ее на знамя борьбы. Вот только оказавшись там, на знаменах, медалях, значках, сам Карл Маркс потерялся. 


Стал символом веры, превратился в знак невыразимого. Выставка в Музее политистории демонстрирует именно такой взгляд на 200-летие философа, создателя коммунистической доктрины. Вернее, ту часть истории, которая протекала в нашей стране, где очень многие и очень долго пытались изменить мир, не потрудившись понять даже не сам мир, а для начала самого Маркса.


Посмертная жизнь идей очень часто выглядит злой иронией. Категорического противника любой идеологии в Советском Союзе сделали наглядной ее частью. 


Маркс стал изделием. Бронзовым, керамическим, не резиновым, хотя поручиться нельзя. Важнее, что образы изготавливались в товарных количествах, грива копной и борода лопатой обозначали новые капища, к которым в нужный день полагалось припасть в составе официальной делегации. 


В остальные же дни образ должен был служить чем-то вроде гения места. Так сегодня автомобилисты клеят на торпеду православные образки, а тогда трудный для понимания критик капитализма отпугивал его духов, видимо, самим своим видом. Можно сказать, что от тиражности выиграло изобразительное искусство. Беспрецедентный опыт в области дизайна – бесчисленные импровизации на темы облика реального человека. И хотя в тройке профилей Маркс всегда был на правом фланге, оставался самым простым в исполнении. Как писал Довлатов: «достаточно хорошо размазать кляксу – и готово». История изображений и вправду закончилась карикатурами, но ознаменовала возвращение истории идей.


Сегодня экспозиционные скопления медалей и знамен навевают мысли о трофеях, отбитых у неведомых врагов на всеми позабытом фронте. Подавляющее большинство тех, кто вообще заметил юбилей мыслителя, интересует, как он изменял жене, и почему не любил Россию. Это судя по хештегам. Что же касается идей, суть и вправду бессмертна. Пока возможна критика общества.


Одной из последних редакций марксизма называют радикальный феминизм. Активистки которого считают, что семья – ячейка капитализма, в которой на протяжении всей истории в производстве детей эксплуатируют пролетариев женского пола. С языка рвется истертая цитата об истории, которая повторяется в виде фарса. Но нет, Маркс актуален. Пока человечество не откажется верить, что у истории есть цель.

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно