Печатные машинки стали экспонатами. В Музее политической истории России рассказывают о пишущих агрегатах и их владельцах. MIGNON
планшет 1903 года
Музей политической истории купил эту печатную машину у семьи Евгения Буренина – известного музыканта и революционного деятеля.
Такие начали выпускать в 1903 году в Берлине. Mignon не похожа на классическую пишущую машинку. Это планшетное устройство индексного типа: чтобы напечатать букву, нужно сначала на табличке с алфавитом указателем навести на нужный знак, а затем нажать специальный рычаг. Сняты с производства в 30-х годах прошлого века.
CONTINENTAL
участница революции
Эта машинка в 1917 году после Февральской революции находилась в солдатском комитете лейб-гвардии Кексгольмского полка. Позже на ней перепечатывались революционные призывы, первые листовки советской власти. С 1918 года хранилась у участника революции Григория Синилова.
AEG OLIMPIA
почти компьютер
Академику Дмитрию Лихачёву навороченную по тем временам пишущую машину с монитором подарили в самом конце 1980-х. Но Дмитрий Сергеевич практически на ней не работал. По словам его внучки Зинаиды, академик не мог приноровиться к современной технике. А времени на то, чтобы разобраться, у него не было.
REMINGTON
для советской разведки
Этот агрегат принадлежал советскому разведчику Александру Феклистову. На машинке "Remington Deluxe 5" в начале 1960-х годов были отпечатаны черновые варианты бесед с агентами советской разведки за рубежом (в Лондоне), проливающие свет на советско-американские отношения во время Карибского кризиса.
"УФА": на этой машинке работал Майк Науменко
Передана в дар музею в 2007 году семьёй Старцевых – друзей Науменко.
На этой машинке рок-музыкант и основатель группы "Зоопарк" печатал тексты своих песен, таких как "Буги-вуги каждый день", "Утро вдвоём", "Слоники" и многие другие.
– Такие агрегаты были очень распространены в 70–80-х годах в СССР, – рассказал Metro куратор выставки Алексей Бойко. – Уфимский завод производил их с 1937 года. В 2000 году предприятие было ликвидировано – в печатающих устройствах больше не было необходимости, их полностью заменили компьютеры.
Также на выставке представлена пишущая машинка историка рока, редактора первого в СССР самиздатовского рок-журнала "Рокси" Александра Старцева. Он печатал свои тексты на механической "Оптиме".
Один из экспонатов выставки – интервью с Майком Науменко, напечатанное на этой машинке в конце 1980-х.
– И "Уфу", и "Оптиму" нам передала семья Старцевых, – рассказывают в музее. – Сейчас оба агрегата стали музейными экспонатами.
Текст и фото: Алена Бобрович