Экспозиция — это два зала, до предела наполненные информацией — текстами, предметами, фотографиями, документами. Попадая в первый, сначала надолго задерживаешься у огромного экрана — это такой пролог к тому, что предстоит увидеть: касаясь экрана, можно узнать, какой была империя в позапрошлом веке — национальны состав, экономика, где какие заводы работали, как строились железные дороги, как жили города и села.
Первый зал экспозиции длинный и вытянутый, поэтому музейщики выбрали единственный верный ход — на одной стороне зала — рассказ о том, что предпринимало государство, власть в политике, экономике, социальной жизни, а на противоположной — как отвечало общество на это. Композиционный центр в середине зала — музейная витрина почти до потолка, в которой — Манифест об отмене крепостного права 1861 года с одой стороны, а с другой — храм Спаса на Крови, возведенный на месте смертельного ранения Александра Второго в момент седьмого покушения террористов на императора. Отмена крепостного права — что ей предшествовало, почему потом произошли крестьянские бунты, что такое община и круговая порука и почему император-освободитель написал «Не могу не одобрить действия графа Апраксина по подавлению крестьянских волнений» — граф Антон Степанович Апраксин печально прославился расстрелом крестьян села Бездна Казанской губернии в 1861 году.
Земское самоуправление, судебная реформа, зарождение земского либерализма, убийство императора и усиление консервативных настроений, рост рабочего движения, распространение социалистических идей и рост числа тех граждан империи, кто выбирал для себя путь революционной борьбы — эти этапы жизни страны показаны подробно. Среди экспонатов — фрагмент кандалов Николая Чернышевского — в 1871 году после окончания семилетней каторги Чернышевский направлен в ссылку в Вилюйск, он еще в кандалах, но там с него их сняли и оставили в полиции. Дочь местного исправника выкрала их и передала политическим ссыльным, они, чтобы сохранить реликвию при обысках, расклепали кандалы на части.
Кусок веревки с виселицы, где была повешена Софья Перовская — другого происхождения: предприимчивые люди из исполнителей казни этими кусками торговали. Здесь на выставке есть и внушительные дубины, которыми орудовали восставшие крестьяне. И детские кубики, в которых нелегально перевозили газету «Искра».
Второй зал — это начало XX века, Первая русская революция, Государственная дума, Петр Столыпин, который писал, что «без граждан правовое государство немыслимо». И напротив — цитата еще одного гражданина империи — Владимира Ульянова (Ленина): «Бомба становится необходимой принадлежностью народного вооружения». И вот они тут же в витрине — бомбы-македонки, взрывчатка, спрятанная в муляже из Мясного музея.
Портреты русских революционеров и революционерок — возмутителей спокойствия — альбом небольшого формата агента наружного наблюдения (филера) Петербургского охранного отделения.
Когда модернизационный путь исчерпывает себя? Когда наступает точка невозврата? Этот вопрос актуален для России и сегодня. «Экспозиция очень интересная, очевидны параллели с проблемами, которые существуют в нашем обществе сегодня, — говорит научный руководитель Центра исследования модернизации Европейского университета Дмитрий Травин, Историк Юлия Кантор отмечает — экспозиция напоминает о том, что революции происходят, когда власть не слышит общество и оппозицию, пытаясь ее сломать и задавить.
«Империя на путях модернизации. Россия в XIX — начале XX века» завершает формирование единого экспозиционного пространства Музея политической истории России «Человек и власть в России в XIX- XXI столетиях», «Революция в России. 1917−1922» и «Советская эпоха: между утопией и реальностью».