Еда государственной важности: перловка, шашлыки и кабанятина

На выставке в Петербурге можно сравнить меню русских царей и советских генсеков


1 июля в Санкт-Петербурге в Музее политической истории России для посетителей открывается выставка «Еда — дело государственное». Она продолжает долгосрочный проект музея «Власть и общество» и показывает взаимосвязь между политикой и — на этот раз — сферой общественного питания в Российской империи, СССР и постсоветской России.

Куратор выставки Александр Смирнов рассказал корреспонденту «Известий» о том, что ели цари и чем ежедневный рацион монаршей семьи отличался, скажем, от застолий крупных советских руководителей. Выяснилось, что вне досягаемости любопытных взглядов члены императорской семьи предпочитали вполне обычную пищу.


— На выставке мы показываем, что официальные приемы и торжественные обеды, приуроченные к той или иной дате, сильно отличались от того, что император и его семья ели каждый день. Да, на коронации последнего российского императора Николая II столы ломились от яств. Но в остальном всё выглядело достаточно скромно. На выставке представлены рецепты, по которым повара готовили для царей. Александр III, к примеру, любил ботвинью — можно сказать, народное блюдо. Ели представители правящей династии и каши, — рассказал Александр Смирнов. — Еще со времен Петра I большой популярностью у них пользовалась перловая каша. Она вообще считается любимым блюдом династии Романовых. Таким образом, столы, ломящиеся от продуктов на торжественных приемах, призваны были демонстрировать мощь государства. В то же время цари и их родственники были обычными людьми, которые не обжирались деликатесами каждый день просто потому, что могли себе это позволить.

Ситуация с рационом питания советских руководителей иная. Как отмечает куратор выставки, последние ели значительно лучше остального населения, однако в определенный период делали вид, что в гастрономическом плане, как и во всех остальных, в СССР равенство.

Смирнов назвал мифом рассказы о том, что после октября 1917 года большевистские вожди едва ли не голодали. Согласно представленным на выставке архивным документам, продовольственное снабжение представителей новой власти было организовано гораздо лучше, чем снабжение обычных людей. С начала 1920-х годов эта ситуация получает дальнейшее развитие — для номенклатуры работают особые столовые, выдаются спецпайки и т.д.

К примеру, ударники труда — знаменитые стахановцы — имели особые места в столовых и особые карточки. И для рядовых работников это обстоятельство могло иметь мощное мотивирующее значение — буду как они, и у меня тоже всё будет.

На выставке можно познакомиться и с гастрономическими пристрастиями советских вождей. Сталин предпочитал кавказскую кухню: шашлыки, мясо, хорошее грузинское вино. И если в одежде и в чем-то другом он проявлял известную скромность, то застолий это уже не касалось, за его столом было всё.

Хрущев — несмотря на известную любовь к кукурузе, которую он призывал выращивать повсюду и из которой в то время чего только не делали: от пирогов до вина, — в быту кукурузу почти не употреблял. Вождь предпочитал сытную украинскую кухню.

Преемник Хрущева Брежнев по состоянию здоровья ограничивал себя в еде, однако обожал кабанятину, после того как сам же подстреливал кабана на охоте.

Про Горбачева известно, что, несмотря на развернутую им антиалкогольную кампанию, сам он в свое время не гнушался качественными спиртными напитками.

Выставка охватывает период вплоть до наших дней. К примеру, на «прямой линии» с населением президент России Владимир Путин признался, что любит перловую кашу. Желающие могут записать в музее рецепт ее приготовления из кремлевской кухни.

О том, чем питались рядовые граждане в разные годы, здесь тоже расскажут. Причем кураторы выставки доказывают, что на ассортимент и рацион питания людей государственная политика влияет напрямую.


— Например, в годы Гражданской войны, период военного коммунизма, когда была отменена свободная торговля и у крестьян изъяли зерно, люди стали жить за счет выдаваемых новыми властями продуктовых пайков. За счет выдачи пайков власти имели возможность «приручать» лояльных жителей и необходимых специалистов и одновременно морить голодом тех, кто новой власти сопротивлялся, — пояснил куратор.

В начале 1930-х, в период коллективизации и индустриализации людям снова начали выдавать продуктовые карточки, а значит, решать и контролировать, что люди будут есть и т.д.

По оценке Александра Смирнова, который ссылается на исторические документы и научные исследования, рядовые граждане Советского Союза питались хуже своих предков в царской России вплоть до второй половины 60-х годов XX века. Самый «успешный» год в истории страны — 1913-й — долго оставался недосягаемым и в этом отношении. Даже Хрущев как-то обмолвился, что до революции люди ели лучше.

Заметный рост уровня жизни, а вместе с ним рациона и ассортимента питания советского человека начался с середины 1960-х, брежневское время было самым «тучным» за весь советский период, в деревню вкладывались большие средства. Однако головной болью для власти стала система распределения. Плановая экономика привела к дефициту продуктов, за которыми жители более мелких городов вынуждены были приезжать в более крупные.

Кстати, власть не только так или иначе формировала рацион питания людей, но и придавала такой, казалось бы, далекой от политики вещи, как еда, сильный идеологический окрас.

Чего стоит только знаменитое: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!» Рябчики с ананасами действительно надолго оказались в СССР в списке идеологически вредных продуктов. И это при том, что даже знаменитый салат оливье первоначально включал в себя именно рябчиков, а вовсе не колбасу.

Кроме того, идеология проникала и в процесс изготовления продуктов питания, особенно на стадии сбора урожая. В отличие от дореволюционной России, где крестьяне просто сеяли, жали, мололи, советские работники сельского хозяйства непременно участвовали в «битве за урожай», сажали семена навстречу новому съезду КПСС и работали не только ради себя, но и для спасения голодающего населения Африки.

Перемены в идеологии в сфере питания на выставке иллюстрируются кулинарными книгами, среди которых: «Подарок молодым хозяйкам» 1903 года, «Поваренная книга для голодающих» 1911 года и советские издания «Книги о вкусной и здоровой пище» разных лет.

Интересующиеся историческими рецептами узнают, как приготовить любимое блюдо Николая II — лапшу из голубей, увидят рецептуру легендарного коктейля «Николашка», прочитают описания жаркого из баранины «по-шушенски» и альпийского молочного супа, которые ел Ленин в ссылке и эмиграции. Словом, от выставки должно остаться приятное послевкусие.

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно